Успешные боевые действия танковых войск в минувшей войне во многом зависели от надежности работы в ходе боевых действий бронетанковой техники как основы их вооружения. Высокая надежность бронетанковой техники при напряженной ее эксплуатации, исключающая выход из строя по техническим причинам в ходе боевых действий, была основным условием и материальной базой успешных боевых действий танковых войск.
Постоянная боевая готовность техники и надежная ее работа при выполнении войсками боевых задач в операциях Великой Отечественной войны во многом зависели от уровня подготовки техники и личного состава к предстоящим боевым действиям, объема и содержания мероприятии по поддержанию машин в технически исправном состоянии, проводимых в войсках в ходе боевых действий. Причем период подготовки к операции (бою) являлся важным этапом подготовки техники к надежной работе в ходе боевых действий.
Продолжительность подготовки танковых армий, танковых и механизированных корпусов к боевым действиям по времени была различной (от 10 - 20 суток до 3 - 4 месяцев).
Объем работ по подготовке машин определялся обычно наличием времени, техническим состоянием машин а также сил и средств для выполнения работ.
При подготовке бронетанковой техники к наступательным операциям производились трудоемкие виды технического обслуживания и, как правило, второй технический осмотр независимо от величины расхода моторесурсов машинами от ранее проведенного технического обслуживания.
Большое внимание уделялось созданию необходимого запаса моторесурсов бронетанковой техники. На танках, имевших запас менее 25 моточасов, менялись двигатели, узлы и детали ходовой части, Так, при подготовке к Висло-Одерской операции только в 11-м гвардейском танковом корпусе было заменено 43 двигателя, а перед Берлинской операцией в соединениях 1-й гвардейской танковой армии были заменены или полностью перебраны гусеничные ленты на всех танках, участвовавших в предыдущих операциях и имевших большой износ ходовой части.
В результате подготовки техники запас моторесурсов танков к началу операций доводился до 100 - 200 моточасов. Так, в 4-й танковой армии перед Висло-Одерской операцией около 79 % всех танков и САУ имели запас моторесурсов от 100 до 200 моточасов.
Исследование опыта эксплуатации бронетанковой техники в ходе боевых действий войск показало, что при несвоевременном проведении технического обслуживания кроме боевых потерь танков имелся значительный выход их из строя по техническим причинам.
Так, например, в конце 1942 г. на Брянском фронте при передвижении 42-го танкового полка из района Залесское в Казанское в результате того, что не было проведено техническое обслуживание машин, вышло из строя по техническим причинам и в бою не участвовало 70 % танков (осталось на маршруте). И 30 % танков вышли из строя по техническим причинам уже в ходе боя. В 1942 г. на Южном фронте в ходе боевых действий в 142-й танковой бригаде из 36 танков по техническим неисправностям вышло из строя 19 машин (около 53 %).
Для обеспечения надежной работы бронетанковой техники в боевой обстановке был проведен ряд организационных и технических мероприятий, направленных на улучшение эксплуатации машин в войсках, повышение качества их технического обслуживания и совершенствование технических знаний экипажей.
В январе 1943 г. в ГБТУ было создано управление эксплуатации танков, а в апреле при УК БТ и MB фронтов — отделы эксплуатации, в обязанности которых входили не только организационные и контрольные функции, но и разработка технических норм и правил эксплуатации техники, и внедрение наиболее эффективных средств ее обслуживания в боевых условиях, и обеспечение войск эксплуатационными материалами.
Ускоренная подготовка механиков-водителей танков и САУ не давала нм достаточной практики в техническом обслуживании машин. Кроме того, в ходе длительных, напряженных боевых действий механики-водители и другие члены экипажей сильно утомлялись и не в состоянии были качественно и в полном объеме обслужить машины, что зачастую приводило к поломкам и техническим неисправностям.
Это обстоятельство вызвало необходимость создания в танковых войсках института механиков-регулировщиков и танковых техников. И в начале 1943 г. в штаты танковых войск были введены механики-регулировщики, по одному на танковую роту. Механики-регулировщики в процессе технического обслуживания быстро определяли на машинах неисправности и принимали меры к их устранению. Позднее в штаты танковых частей были введены ротные танковые техники, ведавшие вопросами организации и осуществления технического обслуживания машин.
В результате проведенных мероприятий и строгого соблюдения сроков я норм технического обслуживания машин уже к середине 1943 г. состояние эксплуатации бронетанковой техники в войсках значительно улучшилось. Летом 1943 г. в Курской битве выход бронетанковой техники из строя по техническим причинам резко сократился. Так, если в 1942 г. из общего числа вышедших из строя танков по техническим причинам 92 % выходило из строя по причинам нарушения правил эксплуатации, то к сентябрю 1943 г. выход танков из строя по этим причинам сократился до 65,7 %, оставаясь пока еще высоким. Однако дальнейшая работа инженерно-технического состава танковых войск по улучшению эксплуатации машин, соблюдению правил своевременного и качественного их технического обслуживания привела к резкому снижению выхода бронетанковой техники из строя по техническим причинам в ходе боевых действий, даже при росте ее количества в войсках.
В феврале 1944 г. была введена новая периодичность технического обслуживания:
- контрольный осмотр перед выходом машины и на коротких остановках на маршах;
- ежедневное обслуживание — после каждого выхода машины;
- технический осмотр № 1 — через 25 - 30 часов работы двигателя;
- технический осмотр № 2 — через 50 - 60 часов работы двигателя.
Если в первом полугодии 1944 г. выход танков и САУ из строя по техническим причинам составил 10,5 % общего количества потерь машин, то к концу 1944 г. он составил уже 3,3 %, а за четыре первых месяца 1945 г. составил всего 1,3 % общего количества вышедших из строя машин, что явилось следствием своевременного и полного проведения их технического обслуживания.
Так, в войсках 4-й гвардейской танковой армии за 20 дней боевых действий в Берлинской и Пражской операциях выход машин из строя по техническим причинам составил 5 % списочного их состава, или 1,2 % общего количества танковыходов в бой.
В целом в Великой Отечественной войне выход из строя танков и САУ по боевым повреждениям составлял 80 %, по техническим неисправностям — 12 % и по застреваниям на препятствиях, в болотах и на реках — 8 %.
В ходе боевых действий техническое обслуживание машин производилось в основном в районах сбора после выполнения задачи дня, а также в перерывах между боями и в ночное время. Главным видом обслуживания машин в этих условиях было ежедневное обслуживание. Да коротких остановках, исходных позициях, как правило, производился контрольный осмотр. Техническое обслуживание в объеме первого и второго технических осмотров производилось обычно исходя из состояния машин, а также условий боевой обстановки.
В тех случаях, когда частям и соединениям не хватало времени на выполнение всех работ по техническому обслуживанию в один прием, работы производились последовательно, в несколько приемов, причем в первую очередь производились более важные работы, определявшие надежность работы машин.
Так, в 1-й гвардейской танковой армии в ходе Висло-Одерской операции при выходе к реке Варта танкам и САУ необходимо было произвести второй технический осмотр. Но обстановка не позволяла приостановить наступление частей и соединений на 14 - 16 часов, поэтому техническое обслуживание было проведено в несколько приемов. Отдельные подразделения танков выводились из боя, и их обслуживали ремонтные средства батальонов и бригад.
В ряде операций обслуживание бронетанковой техники проводилось выводом из боя не только подразделений, но и одиночных танков. Так, во 2-й гвардейской танковой армии в ходе Берлинской операции обслуживание танков и САУ производилось путем вывода отдельных машин в укрытия на 200 - 400 м от линии фронта.
Способы использования войсковых ремонтно-эвакуационных подразделений и частей в боевой обстановке определялись видами боевой деятельности войск.
В наступательном бою ремонтные подразделения танковых батальонов входили в состав батальонных ремонтных групп, а если им придавались тягачи, то ремонтно-эвакуационных групп (РЭГ).
С началом боя для наблюдения за танками и вызова к поврежденным машинам ремонтных средств в танковых батальонах организовывались пункты технического наблюдения (ПТН). ПТН состоял из 2 - 3 наблюдателей из механиков-регулировщиков или запасных механиков-водителей и возглавлялся помощником командира батальона по технической части. Для перемещения ПТН выделялся бронетранспортер или тягач. На удалении зрительной связи от ПТН размещалась РЭГ батальона. При остановке танка на поле боя с ПТН к нему высылался наблюдатель для установления вида повреждения и объема ремонта, после чего танк ремонтировался на месте средствами РЭГ или эвакуировался в укрытие. В ходе наступления ПТН и РЭГ батальона перемещались за боевыми порядками от укрытия к укрытию на удалении зрительной связи и работали на одном месте до 3 - 5 часов.
Ремонтные подразделения танковых бригад (полков) использовались в ходе наступления в двух эшелонах. В первый эшелон включались ТРМ (1 - 2), тягачи (1 - 2) и автомашина с запасными частями и аварийным запасом топлива. Эти средства составляли бригадную (полковую) РЭГ, а остальные средства составляли второй эшелон и развертывались для работы, как правило, на СПАМе бригады (полка). В ходе наступления РЭГ бригады (полка) перемещалась за боевыми порядками батальонов и выполняла те же задачи, что и РЭГ батальонов.
Средства, развертываемые на СПАМе, производили текущий, а иногда и средний ремонт. При невозможности сосредоточить поврежденные машины на СПАМе, из-за отсутствия тягачей эти средства высылали бригады для ремонта танков на местах выхода из строя.
Первый СПАМ бригады (полка) развертывался обычно в районе исходных позиций танков или в районе первой позиции главной полосы обороны противника, а последующие — в ходе боя в глубине обороны противника через каждые 10 - 15 км.
Прододядательность работы ремонтных средств на СПАМе зависела от темпов наступления войск. При наступлении войск с темпом 15 - 20 км в сутки средства бригад (полков) работали на СПАМо 18 - 20 часов, то есть практически до суток. При низких темпах наступления эти средства работали на СПАМе более продолжительное время, но не отрываясь от боевых порядков частей далее 25 - 30 км.
В танковых (механизированных) корпусах организация ремонта и эвакуации машин в наступлении зависела от конкретных боевых задач корпусов и темпов наступления. Если корпусу ставилась ближайшая задача — завершение прорыва тактической зоны обороны противника, — что было наиболее часто, то с вводом в бой бригад первого эшелона часть корпусных ремонтных средств работала на корпусном СПАМе, развернутом на линии СПАМов бригад, производя текущий ремонт; вторая часть ремонтных средств развертывалась тоже на СПАМе после сосредоточения там машин, требовавших среднего ремонта уже при бое корпуса в глубине обороны противника. Таким образом, корпусные ремонтные средства использовались, как правило, в двух группах, первая из которых с началом наступления выдвигалась ближе к бригадным средствам и усиливала их. Следовательно, ремонтные средства корпусов производили не только текущий ремонт бронетанковой техники, не охваченной средствами бригад, но и главным образом средний ремонт. Они работали на одном месте в зависимости от темпов наступления в течение 1,5 - 2 суток.
В танковых армиях организация ремонта и эвакуации бронетанковой техники в операциях определялась особенностями оперативно-тактической обстановки, темпами развития операции и наличием ремонтных и эвакуационных средств, а также количеством вышедшей из строя бронетанковой техники по рубежам боевых действий войск.
Наличие ремонтных и эвакуационных средств в танковых армиях в различных операциях не было постоянным. Оно зависело от боевого состава армии и важности поставленных оперативных задач,
Так, в битве под Курском 1-я танковая армия имела по два арвб, СПАМ и две эвакороты, а 2-я танковая армия — по одному орвб, СПАМ, две эвакороты и приданную фронтовую ПРБ. В Белорусской операции 2-я танковая армия имела по одному орвб, СПАМ и две эвакороты, а в Висло-Одерской операции 4-я танковая армия имела два СПАМа.
Армейские ремонтные и эвакуационные средства использовались обычно централизованно и перемещались по оси связи и восстановления армий на главном направлении действий.
В необходимых случаях по решению заместителей командующих танковыми армиями по технической части некоторая часть армейских средств выделялась на усиление корпусов или армейских частей.
При вводе танковой армии в сражение ее ремонтные и эвакуационные части двигались за главными силами армии, выделяя часть средств в замыкание армейских колони. При действиях танковой армии в оперативной глубине противника, когда ее войска расчленяли и окружали вражеские группировки, а также вели борьбу с его подвижными резервами, ремонтные и эвакуационные средства армии продвигались возможно ближе за действующими войсками, чтобы исключить их уничтожение противником,
Армейские ремонтные средства развертывались в два эшелона. Ремонт бронетанковой техники они производили, как правило, на армейских СПАМах, развертываемых за счет штатных армейских, а иногда приданных фронтовых ремонтных и эвакуационных частей.
В армии развертывались обычно передовой (в 15 - 20 км от войск) и основной (в 50 км и более) СПАМы, которые перемещались перекатами после завершения ремонта машин и передачи оставшихся (которые по сложности и объему ремонта не могли быть восстановлены) фронтовым ремонтным средствам. Продолжительность работы армейских средств на одном положении СПАМа не превышала 2 - 3 суток.
Ремонтные части армий производили главным образом средний ремонт бронетанковой техники и лишь частично капитальный с небольшим объемом работ. Отремонтированные на СПАМе машины направлялись в войска группами по 5 - 8 машин в сопровождении ТРМ с ремонтными бригадами под командой офицера.
Ремонтные средства танковой армии и входивших в нее частей в ходе операции (по данным 26 операций) в среднем производили за сутки около 30 средних и текущих ремонтов. В некоторых операциях среднесуточное производство ремонта было еще выше (в Берлинской операции во 2-й гвардейской танковой армии — 29 ремонтов, а в Висло-Одерской операции в 3-й гвардейской танковой армии — 58 ремонтов). Всего же ремонтными средствами армий и их частей в ходе Берлинской операции было произведено значительное количество ремонтов и очень многие танки и САУ почти по два раза побывали в ремонте. Возвращение в строй столь большого количества боевых машин обеспечило живучесть и высокую боеспособность танковых армий в ходе всей операции. Таким образом, танки и САУ, выходящие из ремонта, составляли основной источник пополнения боевого парка танковых армий и корпусов в ходе операций.
Во фронтах техническое обеспечение танковых войск организовывалось и осуществлялось в зависимости от задач, решаемых войсками фронта в наступательной операции, и условий, в которых проходили боевые действия.
Основная задача ремонтных средств фронтов заключалась в восстановлении максимально возможного количества вышедшей из строя бронетанковой техники с объемом среднего и капитального ремонта и производстве капитального ремонта агрегатов. Причем ремонтные средства фронтов полностью завершали восстановление всей бронетанковой техники, требовавшей среднего ремонта, и она на заводы центрального подчинения не отправлялась.
Большая потребность в ремонте и необходимость быстрого его производства с целью постоянного поддержания высокой боеспособности войск привели к созданию стройной системы использования фронтовых ремонтных и эвакуационных частей и ремонтных заводов, которая предусматривала:
- создание фронтовых ремонтных центров, объединявших ремонтные и эвакуационные части и запасы бронетанкового имущества и предназначавшихся для выдвижения в районы нахождения большого количества требующей ремонта техники;
- передачу фронтовых ремонтных частей на определенное время в оперативное подчинение армий;
- закрепление части ремонтных средств за танковыми (механизированными) корпусами и армиями с оставлением их в подчинении фронта.
Фронтовые ремонтные центры создавались в Белорусской операции на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Они состояли из одного - двух отрб, трех - четырех ПТРБ, одной - двух эвакорот, одного СПАМа, сборно-распределительного пункта, эвакоотряда и отделения склада БТИ.
Продвигаясь за наступающими войсками, средства ремонтного центра охватывали ремонтом всю поврежденную бронетанковую технику, не восстановленную средствами войск, и производили не только средний и капитальный, но и текущий ремонт машин.
Так, за Белорусскую операцию ремонтными центрами 3-го Белорусского фронта было отремонтировано 374 танка и САУ текущим ремонтом, 852 — средним и 286 — капитальным ремонтом.
Продолжительность работы средств ремонтного центра на одном месте составляла 6 - 10 суток. Руководство его работой осуществляло управление заместителя командующего БТ и МБ фронта по технической части. Средства ремонтного центра в отведенном им районе действий войск производили ремонт и эвакуацию поврежденной бронетанковой техники, разделку машин безвозвратных потерь и осуществляли подвоз бронетанкового имущества.
Централизованное использование фронтовых ремонтных и эвакуационных частей позволяло иметь связь с соединениями и армиями, своевременно оказывать необходимую помощь их средствам в ремонте, эвакуации техники, способствуя быстрому восстановлению боеспособности войск.
В обороне использование ремонтных ж эвакуационных средств имело ряд специфических особенностей в сравнении с использованием их в наступлении и определялось характером обороны, ее целями и задачами.
Во всех случаях в обороне ремонтные средства эшелонировались на значительно большую глубину, чем в наступлении, с тем чтобы при временных изменениях в обстановке (вклинение противника в оборону войск, переход наших войск в контратаки) но появлялась необходимость частых перемещений ремонтных средств. В то же время эвакуационные средства в обороне максимально приближались к боевым порядкам войск, чтобы быстрее производить эвакуацию поврежденной техники в укрытия, а затем на СПАМ.
В обороне ремонтные средства бригад (полков) и корпусов развертывались на СПАМе за вторыми эшелонами (резервами) своих частей на удалении: первые — 10 - 12 км, а вторые — 15 - 20 км от переднего края обороны, где производили текущий и средний ремонт машин.
Ремонтные средства армий в обороне развертывались на армейских СПАМах на удалении 30 - 50 км от переднего края обороны и производили главным образом средний ремонт, а при отсутствия машин с таким ремонтом и капитальный ремонт. Так, во 2-й танковой армии в ходе оборонительных действий в битве под Курском СПАМ армии был развернут в 35 км от переднего края обороны в районе станции Золотухино.
Армейские эвакороты в обороне чаще всего придавались соединениям.
Такое же использование ремонтных и эвакуационных частей в оборонительных операциях имело место и во фронтах.
Так, в оборонительной операции под Курском на Центральном фронте значительная часть фронтовых ремонтных средств была придана 13-й, 70-й, 2-й танковой армиям, имевшим наибольшее количество бронетанковой техники и действовавшим против главной группировки противника.
* * *
Таким образом, анализ организации и осуществления технического обеспечения в частях, соединениях, объединениях и в целом в танковых войсках в Великой Отечественной войне показал, что проблема восстановления большого количества вышедшей из строя бронетанковой техники в короткие сроки решалась по следующим направлениям:
- одновременным охватом ремонтом всей поврежденной техники с объемом текущего и среднего ремонта и части машин капитального ремонта непосредственно в войсках, армиях и фронтах;
- производством в первую очередь эвакуации и ремонта бронетанковой техники с меньшим объемом работ с целью быстрого ее восстановления и возврата в войска;
- выдвижением к войскам большей части ремонтных и эвакуационных средств для производства ремонта техники непосредственно в местах выхода ее из строя или в ближайших укрытиях;
- эшелонированием ремонтных и эвакуационных средств по всей глубине действий войск фронтов и армий, осуществлением своевременного их маневра и четкой организацией их работы;
- сосредоточением основных усилий ремонтных и эвакуационных средств на главных направлениях действий войск при централизованном их использовании;
- специализацией ремонтных средств по видам ремонта и техники.
В ходе Великой Отечественной войны подверглись серьезной проверке разработанные в предвоенные годы положения по организации и осуществлению технического обеспечения танковых войск, о роли и значении своевременного технического обслуживания машин, их ремонта и эвакуации для поддержания высокой боеготовности войск. Война наглядно показала, что восстановление большого количества вышедшей из строя бронетанковой техники непосредственно на поле боя с целью быстрого возврата ее в строй невозможно без резкого увеличения количества подвижных ремонтных и эвакуационных средств в войсках, оснащения их высокопроизводительным оборудованием и выработки способов, позволяющих наиболее эффективно использовать их производственные возможности (специализация ремонтных средств, их эшелонирование, централизация высших звеньев).
В годы минувшей войны при применении на полях сражений больших масс танков и САУ и значительном выходе их из строя быстрый ремонт поврежденных машин не только приобрел большое военно-экономическое значение, но и представлял собой фактор оперативного значения, непосредственно влиявший на боеспособность войск.
Поэтому в ходе войны наряду с увеличением стационарных ремонтных средств и привлечением к ремонту танков заводов промышленности создавались мощные подвижные ремонтные части и подразделения в соединениях, армиях и фронтах. К концу войны на долю подвижных ремонтных средств приходилось более 90 % всего количества произведенного ремонта бронетанковой техники.
Следовательно, за годы войны подвижные ремонтные средства в полевых условиях выполнили 94 % всех танкоремонтов, в том числе 86 % всех, текущих и средних ремонтов, 37 % капитальных ремонтов танков и САУ, а также 75 % капитальных ремонтов двигателей.
Создание во фронтах ПТРЗ и ПТАРЗ позволило приблизить к действующим войскам производство капитального ремонта бронетанковой техники и широко внедрить наиболее производительный агрегатный метод ремонта. Опыт войны показал, что эшелонирование всех звеньев ремонтных и эвакуационных средств, умелое их использование, максимальное приближение к действующим войскам позволили значительно повысить эффективность их работы и обеспечить восстановление большого количества вышедшей из строя бронетанковой техники.
За годы войны было произведено свыше 400 тыс. ремонтов танков и САУ и около 2 млн. ремонтов автомобилей.
За время войны отремонтировано капитальным ремонтом 33 855 танковых двигателей и 34 721 единица других агрегатов, снято годных деталей, узлов и агрегатов с танков и САУ (не подлежащих ремонту) более 80 тыс. т, отремонтировано и изготовлено вновь танковых деталей на 177,5 млн. рублей (в прейскурантных ценах), освоено путем реставрации и изготовления более 1 140 наименований деталей танков и САУ.
Героический труд ремонтников и тех, кто занимался эвакуацией в годы Великой Отечественной войны, был по достоинству оценен Родиной.
За самоотверженную работу по ремонту и эвакуации бронетанковой техники награждено орденами и медалями СССР:
- по войсковым ремонтным подразделениям и частям — 15 777 человек;
- по эвакоподразделениям и частям — 5 705 человек;
- по бронетанковым ремонтным заводам — 1 043 человека.
Награждены орденами Ленина — 1 БТРЗ, Трудового Красного Знамени — 1 БТРЗ, Красной Звезды — 1 БТРЗ, 3 ПТАРЗ, 4 орвб, 1 отрб, 5 эвакорот, 1 ЭТБ, 1 эвакоотряд, 4 СПАМа, 1 ПТРБ и 1 склад БТИ. |