Танковый фронт

66-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

По приказу Военного Совета Одесского ВО 11 августа 1941 г. в Днепропетровске на заводах имени Ленина и имени Петровского началось строительство двух бронепоездов. В связи с приближением к городу немецких войск 24 августа строительство завершилось, составы свели в один бепо, получивший № 2 (с конца сентября стал № 11). Формирование и доделка бронепоезда завершилась на заводе имени Карла Дибкнехта в Нижнеднепровске 25 августа (а это время Днепропетровск был уже занят немцами. Бепо № 2 на тот момент состоял из трех бронеплошадок, изготовленных из американских металлических полувагонов для перевозки угля и бронепаровоза. Конструкция состава была достаточно примитивной так как времени на изготовление полноценного бепо не было. Точный состав вооружения установить не удалось, имелось как минимум одна 76-мм, одна 45-мм и одна 107-мм пушки, а также 107-мм миномет и пулеметы.

25 августа 1941 г. бепо № 2 вступил в бой у Лоимановского моста Днепропетровска, прикрывая огнем отход Днепропетровского артиллерийского училища.

26 - 27 августа бронепоезд поддерживает Полтавское политическое училище, при этом он ворвался на станцию Нижнеднепровск, уже занятую немцами и три часа вел там бой. В течение последующих дней, до 8 сентября, с небольшими перерывами бепо воевал на участках Нижнеднепровск. Новомосковск, Подгорная, поддерживая огнем наши отступающие части.

После ремонта на заводе имени Сталина в Краматорске, 22 сентября бронепоезд вновь направили на фронт в район Краснограда. 27 сентября 1941 г. в 9.00 у Новомосковска бепо № 11 вступил в бой с большой группой немецких танков. По докладу командира бронепоезда, было уничтожено и подбито 16 машин, при этом свои потери составили 5 человек убитыми, 2 ранеными, полностью разбита 3-я бронеплощадка с 76 и 45-мм пушками (получила 8 прямых попаданий), бронепаровоз получил 6 снарядных попаданий, полостью сгорела база (13 вагонов).

28 сентября в Павлограде провели текущий ремонт артсистем, а на следующий день бепо № 11 включили в состав 12-й армии. 29 сентября - 10 октября бронепоезд действовал на линии Павлоград - Межеричи. поддерживая части группы полковника Пушкина и 30-й кавдивизии. За это время вышла из строя вся артиллерия бепо № 11. С 11 по 24 октября бронепоезд в боях не участвовал, отходил через Авдеевку, Ясиноватую, Горловку и Дзержинск, а с 25 октября по 5 ноября находился на ремонте в Ворошиловграде, на заводе имени Октябрьской революции. Здесь была отремонтирована матчасть, «дополучено частично вооружение, получена новая бронеплощадка» (последняя типа ПЛ-37, отправленная на ремонт из состава 1-го одбп или 44-го бело 4-го дивизиона, на ней дополнительно провели экранировку бортов). 6 ноября бронепоезд № 11 убыл с завода, имея в своем составе два бронепаровоза и четыре бронеплощадки, на которых имелось 5 76-мм, 1 45-мм орудие, 2 82-мм миномета, 18 станковых и 9 ручных пулеметов. Кроме того, на открытой платформе стояла 107-мм пушка на полевом станке.

Приданный 15-й, а затем 261-й стрелковым дивизиям, бепо 14 - 17 ноября вел боевые действия в районе станций Натальевка и Кагановичи, а 18 ноября прибыл в Сентяновку. Здесь бронепоезд № 11 получил задачу — прикрыть действия батальона 28-й железнодорожной бригады и не допустить продвижения противника до подхода наших резервов. Помимо бепо № 11 здесь действовали бепо № 3 и № 6.

20 ноября в течение всего дня бронепоезда вели бой, удерживая станцию Водопроводная. Ночью немцы подтянули на близкую дистанцию две 105-мм пушки, и когда утром 21 ноября бепо № 11 двинулся вперед, открыли огонь (бронепоезд действовал двумя частями, в каждой бронепаровоз и две бронеплощадки). Первыми же снарядами был выведен из строя бронепаровоз, загорелись 1-я и 2-я бронеплощадки, на которых стали рваться снаряды. Второй состав бепо № 11 двинулся на выручку, но у выходных стрелок со станции Водопроводная немецкий снаряд попал в бронепаровоз, погибла вся паровозная бригада. Бронепоезд двигаться не мог, и был вытянут назад черным паровозом. Всего за 21 ноября бепо № 11 потерял убитыми 18 человек и 19 ранеными, в том числе был ранен и командир бронепоезда майор Бойко, разбито два бронепаровоза, сгорели две бронеплощадки вместе с вооружением (3 76-мм, 1 45-мм пушки, 10 пулеметов).

Разбитые бронеединицы были вытянуты 24 ноября и отправлены на ремонт в Ворошиловград, на завод имени Октябрьской революции. 30 ноября бепо № 11 в составе бронепаровоза и двух бронеплощадок выдвинулся в район станций Шепилово и Светланове где до 12 января 1942 года поддерживал части 218-й стрелковой дивизии. После ремонта на заводе имени Октябрьской революции в Ворошиловграде (с 12 января о 13 февраля 1942 года) бронепоезд № 11 в составе бронепаровоза боевой участок у станций Мануиловка и Днепрорадовка, где находился до 15 апреля 1942 года, поддерживая части 74-й стрелковой дивизии.

С 15 апреля по 11 мая 1942 г. бепо № 11 находился на ремонте на заводе имени Октябрьской революции в Ворошиловграде, где 3 мая получил приказ о переформировании в 66-й отдельный дивизион бронепоездов. Здесь из двух боевых составов бепо № 11 изготовили два бронепоезда № 1 и № 2, провели капитальный ремонт матчасти, старые орудия заменили на новые.

Бронепоезд № 1 состоял из бронепаровоза Ов № 1441 (броня каленая 25 мм, будка машиниста 32 мм, командирская рубка 20 мм) и двух 4-осных бронеплощадок (броня каленая снаружи 15 мм, внутри обычная сталь 12 мм с бетонной заливкой) — первая имела на вооружении 76-мм пушку Ф-34 в башне танка Т-34, 76-мм пушку образца 1902/30 г., 4 пулемета Максима и 2 ДТ, вторая - 152-мм гаубицу М-10 в башне танка КВ-2, 76-мм пушку образца 1902/30 года, 45-мм танковую пушку в башне танка Т-34,6 пулеметов Максима и 2 ДТ. Кроме того, имелась площадка ПВО с двумя ДШК.

Бронепоезд № 2 состоял из бронепаровоза и трех 4-осных бронеплощадок (броня каленая 15+15 мм с 80 мм бетонной заливкой, башни 40+15 мм): на первой имелось 2 дивизионных 76-мм пушки образца 1939 года (Ф-22УСВ) и 4 пулемета ДТ, на второй 76-мм танковая Ф-34 в башне от Т-34,76-мм зенитная Лендера, 4 пулемета Максима и 2 ДТ, на третьей — 107-мм пушка и авиационный пулемет ШКАС на турели. На площадке ПВО стояло 2 пулемета ДШК.

11 мая 1942 г. по распоряжению штаба 12-й армии 66-й одбп занял позиции на участках Марьевка - Кагановичи и Шепилово - Комышеваха - Кагановичи с задачей поддерживать действия частей 261-й стрелковой дивизии.

13 июля 1942 года по приказу штаба 12-й армии бронепоезда № 1 и № 2 прошли через Лутугино и Семейкино в район Николаева и Большой Вергунки, где встали на позиции для прикрытия переправы через Северекий Донец, откуда 18 июля дивизион прибыл на станцию Звереве В тот же день на перегоне Сулин-Горная бронепоезда атаковали немецкие самолеты, в результате чего у бепо № 1 вышел из строя бронепаровоз, была повреждена 152-мм гаубица, а у бепо № 2 — 2 орудия и площадка со 107-мм пушкой.

По приказу начальника штаба Южного фронта генерал-лейтенанта Антонова 66-й одбп получил задачу выйти на участок Лихая - Морозовская, где прикрыть отход 2-й гвардейской стрелковой дивизии 3-го гв. стрелкового корпуса. Для этого из исправной матчасти двух бронепоездов сформировали один состав - бепо № 1 с бронепаровозом от бепо № 2, а остальные бронеединицы и базу отправили в тыл.

На следующий день бепо № 1 выдвинулся на станцию Черваково, где установил связь с действующим на этом участке 7-м одбп. К вечеру в результате отхода 3-го гвардейского корпуса бронепоезда оттянули к Красному Силину, а затем на станцию Горная.

Примерно в 6.00 20 июля 1942 г. немецкие самолеты атаковали бепо № 1, в результате чего он был вынужден отойти на перегон Горная - Шахтинск, при этом на Горной оказался разрушенным путь и загорелся состав с боеприпасами. О дальнейших действиях в журнале боевых действий дивизиона сказано следующее:

«В 12.20 в результате налета на БП № 1 26 бомбардировщиков противника на перегоне Горная - Шахтинск площадка ПВО и бронеплощадка № 2 были завалены, путь вокруг разбит. Личный состав мужественно отбивал атаки авиации с воздуха, в результате старшина Чумак из орудия сбил вражеский бомбардировщик Ю-88.

Начались восстановительные работы по подъему бронеплощадок, во время которых БП № 1 все время подвергался налетам авиации противника. Бронепоезд 7-го одбп с базой также выехал на этот перегон, тем самым закрыл выход для БП № 1. При очередном налете авиации противника бронепоезд 7-го одбп и база были разбиты и горели, восстановительный паровоз также был разбит по дороге.

В 18.30 из-за станции Горная стала слышна ружей но-пулеметная стрельба, на близком расстоянии рвались мины — противник приближался, 2-я гв. СД отходила. У БП № 1 выхода не было, и силами личного состава он был подорван - бронеплощадки облиты керосином и мазутом и подожжены, бронепаровоз на полном ходу пушен на бронеплощадки. За этот день на БП № 1 было совершено 18 налетов вражеской авиации».

Поврежденные бронеединицы бепо № 2 20 - 22 августа отремонтировали в Грозном, после чего 66-й дивизион (в составе одного бронепоезда) до 1 ноября 1942 г. охранял железнодорожную ветку Кизляр - Астрахань.

2 ноября 66-й одбп прибыл в Беслан, где поступил в распоряжение 9-й армии. С 3 по. 6 ноября дивизион непрерывно участвовал в боях, ведя огонь по наступающим немецким частям в районе Ардон и Ардонский. По неполным данным, бепо № 2 уничтожил и подбил 6 танков и до 30 автомашин противника.

6 ноября в результате бомбардировки немецкой авиации оказались повреждены 2 пушки 1-й площадки, а 2-я бронеплощадка сошла с рельс. Но 7 - 8 ноября ее удалось вытащить, после чего бронепоезд отправили на ремонт в Махачкалу.

С 15 по 26 ноября 66-й одбп прикрывал огнем части 5-й гв. стрелковой бригады, ведущей оборонительные бои на направлениях Ардон, Кадегорн, Кирове а 27 - 30 ноября поддерживал наступление частей 3-го стрелкового корпуса на Ардон и Дигору,

Переподчиненный 11-му стрелковому корпусу с 3 по 9 декабря 1942 г. 66-й дивизион поддерживал наступление на участке Беслан - Дар-Кох, за что получил благодарность командования.

С 10 декабря 1942 г. по распоряжению штаба 44-й армии 66-й одбп поступил в распоряжение 223-й, а с 20 декабря - 347-й стрелковых дивизий, выполняя задачи по указанию их начальников артиллерии. Дивизион действовал в районе станции Стодеревская. 22 декабря, возвращаясь из очередного артналета, бепо № 2 попал под обстрел противника. В результате путь впереди и сзади оказался разбит, состав лишился маневра, сошла с рельс платформа ПВО, пробита крыша бронеплощадки № 1, которая загорелась, пробита дымогарная труба н погнута броня на паровозе. Ночью путь был восстановлен, бепо отошел на станцию Ишерская, а 28 декабря его отправили в Махачкалу на ремонт.

Приказом заместителя командующего по автобронетанковым войскам Северной группы войск Закавказского фронта 23 сентября 1942 г. в состав 66-го одбп в качестве бепо № 1 был включен бронепоезд, строительство которого велось в депо станиии Махачкала (типа НКПС-42). Однако работы затянулись, и новый состав был готов только к началу 1943 г.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 - № 689, № 2 - № 709.

В сентябре 1944 г. 66-й одбп убыл на 2-й Белорусский фронт под Ломжу, откуда в марте 1945 г. отправился в Москву. Здесь 1 апреля вместо бепо № 689 был получен бронепоезд № 742 «Имени Кагановича» (бронепаровоз Ов № 4076, броня 30 мм, будка машиниста и командирская рубка 45 мм, вооружен пулеметом ДШК. бронеплощадки № 487, 488, 489, 490, броня бортов 20 мм, башни 20 - 30 мм, вооружение каждой 76-мм пушка Ф-34 и 5 пулеметов ДТ, площадка ПВО № 44-354 с двумя 37-мм зенитными пушками), и 7 апреля 1945 года дивизион убыл на Дальний Восток.

11 мая он прибыл на станцию Завитая, где вошел в состав 2-й Краснознаменной армии. В июле 66-й одбп находился на станции Архара, в декабре бепо № 742 отправился на станцию Старый Харбин.

Дивизион расформирован в мае - июне 1946 года, матчасть передана 1-му одбп.

III. Боевой и численный состав дивизиона

Сформирован в составе:

  • № 1
  • № 2

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 - № 689, № 2 - № 709.

  • 689-й бронепоезд (бывший № 1)
  • 709-й бронепоезд (бывший № 2)

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх