Танковый фронт

61-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Сформирован на основании директивы ГАБТУ КА от 11 марта 1942 г. на Юго-Западном фронте. В его состав вошли бепо № 3 (стал № I) и № 7 (стал № 2), оба типа НКПС-42. Первый был построен Изюмским паровозоремонтным заводом и дооборудован п Харькове, второй изготовили на Харьковском паровозоремонтном заводе. Для строительства составов использовалась не каленая бороня толщиной 30 мм (паровозы) и 40-45 мм (площадки), каждая бронеплощадка вооружалась 2 76-мм зенитными пушками Дендера и 4 бортовыми пулеметами Максима (еще по два Максима на зенитном старке стояло на контрольных платформах).

Хотя оба бронепоезда осенью 1941 г. и были сведены в состав 3-го отдельного дивизиона бронепоездов Юго-Западного направления (в составе дивизиона был еще и третий бепо № 12), фактически они действовали самостоятельно.

Бепо № 3 убыл на фронт 29 сентября 1941 г., в октябре воевал под Дозовой (10 октября подбил здесь 5 немецких танков) в составе 6-й армии, у станции Сентяновка 14-25 ноября (совместно с бепо № 2, 6 и 11), где израсходовал 1362 снаряда.

Б декабре бронепоезд действовали на участке Святогорская - Изюм - Купянск, а в феврале 1942 г., после ремонта в Воронеже, поступил в состав 40-й армии и прибыл на станцию Мармыжи.

Бепо № 7 находился в Действующей армии с 3 октября 1941 г., воевал у станций Балки. Сохновщина, в октябре на линии Купянск - Чугуев, с 15 по 27 ноября на участке Лисичанск - Лоскутовка. В декабре 1941 г. бепо № 7 вошел в состав 40-й армии, вел бои у Кшень и Мармыжи, где совершил 12 боевых выездов в ходе которых подбил 3 танка, бронемашину, 4 орудия и 4 миномета.

4 февраля 1942 г. у станции Головинка бронепоезд получил несколько попаданий 105-мм снарядами (5 человек убито и 6 ранено), после чего был отправлен на ремонт в Воронеж. Прибыв оттуда 29 апреля вошел в состав 61-го одбп как бепо № 2.

В конце мая дивизион входил в состав 38-й армии Юго-Западного фронта и действовал в районе Купянска.

22 июня 1942 г. у разъезда Щенячье бепо № 2 подвергся массированной атаке немецких самолетов, в результате чего было разбито 3 контрольных платформы и путь на расстоянии 150-200 метров. Сумев за короткое время восстановить путь своими силами, бронепоезд отошел к станции Староверовка, где вступил в бой с прорвавшимися танками противника. Бепо № 2 сумел подбить 4 машины, но сам получил несколько попаданий и убыл на ремонт в Купянск.

На следующий день бепо № 1 61-го дивизиона, находившийся на перегоне Купянск - Чугуев у станции Прокофьевка, был обнаружен немецкой авиацией, которая в 13.30 атаковала состав. В результате бомбардировки были разбиты 2 контрольные платформы и одно бронеплощадка, которая загорелась. Пожар удалось потушить, но бепо успел отойти только на 1,5 километра, как вновь его атаковали самолеты. Бомба попала в 1-ю бронеплощадку, 2-я бронеплощадка оказалась сброшена с рельс и в сторону на 2 метра, был разбит тендер паровоза. Вечером показались немецкие танки. Так как своими силами поднять бронепоезд на рельсы не представлялось возможным, на основании телефонограммы начальника военных сообщений Юго-Западного фронта генерал-майора Коршунова состав взорвали (в документах сказано, что «командир железнодорожного батальона капитан Копейкин положил под бронепоезд 10 мешков тола и его подорвал»).

20 июля 1942 года личный состав 61-го одбп сосредоточился на станции Балашов, откуда его направили сначала в Саратов, а затем в Москву.

В феврале 1943 г. комиссия 61-го дивизиона направилась на Чкаловский паровозоремонтный завод для приемки бронепоезда, который окончательно приняли 21 февраля (типа БП-43, бронепаровоз Ов № 5939, бронеплощадки ПЛ-43 № 42-547,42-548,42-549, 42- 550, площадка ПВО N° 42-551). Этот бепо получил № 744.
30 марта 1943 года на Коломенском машиностроительном заводе комиссия 61-го одбп приняла еще один бепо типа БП-43, получивший № 760 (бронепаровоз Ок № 868, бронеплощадки ПЛ-43 № 43-460, 43-461, 43-462, 43-463, площадка ПВО № 43-464).

Так как эти бронепоезда были построены на средства, собранные трудящимися Железнодорожного района Москвы, то бепо получили наименования: № 744 «Московский железнодорожник», № 760 «Советский железнодорожник».

И апреля 1943 г. на базе Метростроя в Железнодорожном районе Москвы прошел торжественный митинг, посвященный передаче бронепоездов 61-му дивизиону. На нем присутствовали секретарь Железнодорожного РК ВКП (б) Фролов, председатель райисполкома Сундуков, секретарь парткома НКПС Калинин, знатный машинист СССР Яблонский и начальник управления бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА Чернов.

После формирования, изучения матчасти и проведения учений (в том числе и с боевой стрельбой) на основании приказания управления бронепоездов и бронемашин № 1104762 от 22 августа 1943 г., 11 сентября 61-й одбп убыл в распоряжение Степного фронта. 3 октября бепо прибыли в Харьков, 14 ноября - в Полтаву, где вошел в состав Южного фронта, 24 ноября — в Кременчуг.

В январе 1944 г. 61-й одбп поддерживал наступление частей 37-й армии на Зиновьев и Зеленополе, в марте — действовал с частями 54-го укрепрайона у станции Школа, где подавил 2 артиллерийских, 2 минометных батареи, уничтожил миномет. 6 автомашин, 2 ДЗОТа и наблюдательный пункт.

Впоследствии дивизион продвигался за наступающими частями по маршруту Крыжополь - Вапнярка - Жмеринка - Могилев-Подольский - Бельцы - Фалешты. куда прибыл 3 июня 1944 г.

Включенный в состав 52-й армии в августе 1944 г. 61-й одбп поддерживал части 213-й стрелковой дивизии при прорыве немецкой обороны в районе Яссы, затем находился на станции Фокшаны, а 2 октября 1944 г. передислоцировался на станцию Мизил. Здесь дивизион получил задачу по охране и прикрытию от атак с воздуха склада бронетанкового имущества № 2708.

Дивизион расформирован в [1946] году.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх