Танковый фронт

60-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Сформирован на основании приказа заместителя командующего Юго-Западного фронта по автобронетанковым войскам № 1/00639 от 14 марта 1942 г. В состав 60-го одбп вошли уже действующие на фронте бепо № 5 и № 13. Таким образом, формирование дивизиона не требовало больших организационных затрат, так как вошедшие в его состав бронепоезда были в основном укомплектованы и имели готовую матчасть.

Бепо № 5 (типа НКПС-42) до этого входил в состав 1-го отдельного дивизиона бронепоездов Юго-Западного направления. Он был сформирован на Харьковском паровозоремонтном заводе, и уже 22 сентября 1941 г. вступил в бой. В октябре бепо успешно действовал в районах Мерефы, Люботина и Богодухова, прикрывая отход наших частей. Например, 14 октября бронепоезд «без поддержки со стороны других частей выбил противника со станции Гавриши и занял ее, захватив богатые трофеи».

В ноябре - декабре 1941 г. бепо № 5 поддерживал наши части в боях за Елец и станцию Мармыжи, которая была взята 160 и 3-й гвардейской стрелковыми дивизиями. В ходе боев за эту станцию бронепоезд своим огнем подбил 4 немецких танка, и рассеял и частично уничтожил до роты пехоты.

В январе - марте 1942 г. бепо № 5 находился в районе Волчанска, в полосе 199-й стрелковой дивизии 38-й армии.

Бронепоезд № 13 вел свою историю от бепо № 44 из состава 4-го одбп, который война застала в Белоруссии, в районе Молодечно, а затем он воевал под Столбцами и Кричевым. После того, как 15 августа 1941 г. одна бронеплошадка была полностью разбита, а вторая с бронепаровозом направлена на ремонт в Ворошиловград, личный состав бепо направился в распоряжение 1-го запасного полка бронепоездов. 29 октября команда бывшего 44-го бепо по распоряжению Федоренко направилась в Тулу, где велась постройка бронепоезда. Из-за того, что состав оказался не достроен и не вооружен, вместе с командой его отправили на Мичуринский паровозоремонтный завод для завершения работ. После того, как бронепоезд, получивший № 13 был готов, его направили в район станции Волчанск, в состав 21-й армии, куда он прибыл 27 декабря 1941 г. 3 января 1942 г. состав передали 38-й армии с задачей - прикрыть от атак с воздуха участок Купянск - Булаиеловка, при этом в течение месяца бепо № 13 вступал в бой с немецкой авиацией 16 раз, подбив при этом 2 самолета противника. 2 марта 1942 г. бронепоезд № 13 направился в Воронеж, на ремонтную базу бронепоездов Юго-Западного фронта для устранения конструктивных недостатков и усиления вооружения. Здесь же, в Воронеже, велось и формирование 60-го одбп, при этом бепо № 5 стал № 1, а № 13 - № 2.

18 апреля 1942 г. дивизион прибыл в состав 6-й армии на участок Изюм - Савинцы, где прикрывал железную дорогу от атак с воздуха.

Вечером 18 мая 1942 г. 60-й одбп получил сообщение о том, что немецкие танки прорвали фронт и движутся к Изюму. В 6.00 на следующий день дивизион начал выдвигаться в район Святогорской. но из-за разбитого железнодорожного моста у Букино бепо продвинуться не смогли. В результате активных действий личного состава дивизиона и прибывшего восстановительного батальона удалось вытянуть разбитые авиацией вагоны и построить рядом временный мост, и к утру 20 мая движение на участке удалось восстановить.

До 25 мая бронепоезда прикрывали участок Святогорская - Букино, поддерживая части 296 и 51-й стрелковых дивизий и неоднократно совершая огневые налеты по немецким позициям на южном берегу реки Северный Донец.

С 26 по 31 мая бепо действовали в районах Букино - Красный Лиман и Радьковские Пески - Купянск, главным образом ведя борьбу с авиацией противника. При этом во время пожара, возникшего на станции Радьковские Пески от бомбежки немцев, личный состав 2-го бепо спас 48 вагонов с боеприпасами. 31 мая бронепоезд № 2 также атаковала авиация противника. В результате состав получил ряд повреждений бронеплошадок - пробита броня, выведены из строя все орудия, включая два зенитных, разбита ходовая часть. 8 июня 1942 г. по приказу заместителя командующего Юго-Западным фронтом по автобронетанковым войскам 2-й бепо 60-го одбп убыл на рембазу в Воронеж для получения новой матчасти.

Оставшийся на участке Купянск - Святогорская - Букино - Красный Лиман бронепоезд № 1 почти ежедневно производил огневые налеты на немецкие позиции на южном берегу Северного Донца. Утром 22 июня 1942 г. на разъезде 57 километр бепо атаковали 25 самолетов противника. Несмотря на маневрирование и заградительный огонь, которым удалось подбить 2 самолета, были разбиты и сгорели контрольные платформы, одно орудие, поврежден бронепаровоз, 2 человека убито и 47 ранено.

В 14.00 авиация произвела повторный налет, в результате которого оказалась разбита ходовая часть бронепаровоза, выведен из строя тендер, одно орудие, повреждена вторая бронеплощадка. Из-за разрушенного пути удалось вывести в Купянск только одну бронеплощадку, на которую погрузили вооружение и 350 снарядов со второй. По приказу штаба 9-й армии личный состав с базой дивизиона направили в Воронеж, куда они прибыли 30 июня. Оставшуюся бронеплощадку вывести не удалось — 24 июня в районе Кисловки ее разбомбила немецкая авиация.

4 июля 1942 г. при прорыве немецких частей к Воронежу база 60-го одбп и бепо № 2, вооружение с которого к этому времени было снято, вывели сначала в Романовну, а затем в Балашов. 2 августа 60-й одбп получил распоряжение от управления бронепоездов ГАБТУ КА прибыть в Москву на переформирование, а не законченную вооружением матчасть 2-го бепо направить на рембазу № 6.

Прибыв в Москву 6 августа 1942 г. дивизион приступил к доукомплектованию (из положенных по штату 279 человек имелось только 175) и занятия по боевой подготовке. В ноябре 1942 г. дивизион приял от 1-го запасного полка бронепоездов матчасть тяжелого бепо (бронепаровоз типа ПР-35 и бронеплощадки типа ПТ-33 со 107-мм пушкой и 5 пулеметами Максима на каждой). Состав прошел средний ремонт на станции Рузаевка, и после доделок и довооружения (была получена платформа ПВО завода «Стальмост» с двумя 37-мм зенитными пушками) окончательно вступил в строй 30 декабря 1942 г. как бепо № 737.

Второй бронепоезд (типа БП-43) строился на Чкаловском паровозоремонтном заводе, был сдан приемщикам в ноябре, а принят дивизионом 28 декабря 1942 г. как бепо № 746. Этот состав был построен на средства, собранные рабочими и служащими Московского метрополитена и назывался «Московский метрополитен». Торжественная передача этого бронепоезда командованию дивизиона произошла на митинге 21 марта 1943 г.

3 мая 1943 г. по приказу заместителя командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии генерал-лейтенанта Коробкова 60-й одбп убыл на станцию Ржава, в распоряжение штаба Воронежского фронта. Здесь 28 мая он вошел в состав 6-й гв. армии.

С началом немецкого наступления 5 июля 1943 г. связь дивизиона со штабом армии нарушилась, и он, не получая конкретных задач, действовал по своей инициативе, сосредоточившись к вечеру в районе станции Сажное.

В 9.00 6 июля до 20 немецких танков пытались переправиться через реку Липовый Донец в районе Рождественки. Стоявший на станции Сажное тяжелый бепо № 737 открыл по ним огонь, и до 9.45 вел с ними бой. В результате, переправиться противнику не удалось, при этом бронепоезд повредил 5 и разбил 1 танк. Остальные, прикрывшись дымовой завесой, отошли, взяв на буксир поврежденные машины.

В тот же день, в 17.00, в связи с угрозой прорыва противника к станиии Беленихи-но, где находилась база 60-го одбп, командир дивизиона капитан Панич отправился на броневике в Прохоровку для согласования с управлением военных сообщений вопроса о передислокации базы. По дороге бронемашину атаковали немецкие самолеты, и командир дивизиона был тяжело ранен (умер в госпитале 30 июля 1943 г.). Из-за того, что вопрос об эвакуации базы решить не удалось, в 18.00 ее разбомбила немецкая авиация на станции Беленихино, где она полностью сгорела.

К утру 7 июля немецкие части заняли Смородино, Калинин и Ясную Поляну, создав непосредственную угрозу выхода в тыл 60-му одбп. Учитывая сложившуюся ситуацию, заместитель командира дивизиона по политчасти капитан Шибанский приказал бронепоездам прорываться к Прохоровке. Составы вышли со станции Саженое в 7.00 7 июля - впереди бепо № 737, за ним № 746, отойдя от Саженого на 1,5 - 2 км бронепоезда попали под обстрел противника, одновременно их атаковало 10 немецких самолетов. Отстреливаясь, составы отбили атаку и двинулись вперед. Не доходя до станции Беленихино, бепо вновь подверглись воздушной атаке. Одновременно по ним открыли огонь немецкие танки и артиллерия. Полотно железной дороги впереди оказалось разрушено, и командиры бронепоездов выслали ремонтные бригады, одновременно начав отход к Саженому. Не доходя до станции 2,5 - 3 км бепо вновь подверглись атаке самолетов противника. В результате, бепо № 737 сошел с рельс, попав на разрушенный участок полотна, на восстановление которого был выведен весь личный состав за исключением расчета одного 107-мм орудия и зенитчиков. Бепо № 746 получил прямое попадание снаряда в бронепаровоз, в результате чего не мог двигаться. К 9.00 7 июля 1943 г., после трехкратного авианалета и боя с танками и артиллерией, положение 60-го одбп было таково:

«У бронепоезда № 737, находившегося ближе к станции Беленихино, были подбиты тендер, сухопарник и повреждена ходовая часть левой стороны бронепаровоза, полностью разрушена 2-я бронеплощадка, вышли из строя оба орудия, сошли с рельс 1-я бронеплощадка и 2 контрольных платформы. У бронепоезда Щ 746, который находился ближе к станции Саженая, были разбиты тендер, левая сторона будки машиниста и движение правой стороны бронепаровоза, 5 пушек из 6 выведены из строя, в том числе 2 зенитных, были разбиты три бронеплощадки. Бронепоезда потеряли всякую способность к передвижению и ведению огня».

В результате, командование дивизиона отдало приказ оставить составы, остатки которых были подорваны. В результате боя 7 июля 1943 г. огнем 60-го одбп было подбито 7 немецких танков, 7 самолетов, подавлен огонь 3 минометных батарей. Свои потери составили 4 человека убитыми и 12 ранеными и контуженными.

Оставшийся личный состав дивизиона вывели сначала на станцию Датная, затем Графская, откуда 28 августа 1943 г. его отправили в распоряжение 1-го запасного полка бронепоездов. Здесь 24 сентября 1943 г. 60-й одбп получил новую матчасть: бепо № 624 «Уфа» (типа БП-43, бронепаровоз Ов № 5460) и № 780 «Салават Юлаев» (типа БП-43, бронепаровоз Ов № 5489). Оба состава были построены Уфимским паровозоремонтным заводом.

9 февраля 1944 г. 61-й одбп убыл в распоряжение штаба 1-го Прибалтийского фронта, где 27 февраля поступил в распоряжение 4-й ударной армии с дислокацией на станции Клястицы. Здесь 3 - 4 марта бепо произвели 5 огневых налетов по немецким позициям у станции Дретунь, израсходовав 336 76-мм снарядов. Дивизион уничтожил склад боеприпасов и подавил 2 артиллерийских батареи.

В течение марта - апреля 1944 г. бронепоезда периодически привлекались к проведению огневых налетов по позициям противника в интересах 332-й стрелковой дивизии.

1 и 2 июля 1944 г. дивизион поддерживал наступление 16-й стрелковой дивизии, во многом способствовав ее продвижению и взятию сел Узница, Гавриленки и Горбатенки. С 4 июля 60-й одбп вывели в резерв 4-й ударной армии на станцию Клястицы, а 31 августа его передислоцировали на станцию Обеляй Литовской железной дороги. Впоследствии дивизион действовал на Мемельском направлении.

После окончания Великой Отечественной войны 60-й одбп передислоцировали в Брянск, где в периоде 8 мая по 25 июня 1947 г. он был расформирован. Матчасть была передана на военный склад № 2707.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх