Танковый фронт

56-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование началось 28 апреля 1942 г. в Сталинграде. Укомплектование личным составом произошло довольно быстро за счет рабочих города и колхозников области, а вот изготовление матчасти сильно затянулось. В результате, при подходе немецких войск к Сталинграду бронепоезда были готовы только на 40 – 50 %. Во время авианалета 23 августа 1942 г. база дивизиона и недостроенная боевая матчасть были уничтожены. По распоряжению ГАБТУ КА остатки личного состава и вооружения 56-го одбп были эвакуированы в Рузаевку, в распоряжение 1-го запасного полка бронепоездов.

19 февраля 1943 г. по директиве командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии личный состав 56-го одбп убыл на завод имени Куйбышева в Коломну, где включился в работы по изготовлению материальной части:

«На строительстве ежедневно было занято по 50 и более бойцов и офицеров, которые работая по 12 часов в сутки давали по 200 - 300 % выработки против существовавших норм на заводе. За 60 рабочих дней личный состав дивизиона собственными руками, с большим подъемом и старанием, построил два бронепоезда».

Формирование дивизиона закончилось в июне 1943 г. В его состав пошли два бепо типа БП-43: № 750 (бронепаровоз ПР-43 Ов № 5146, бронеплощадки ПЛ-43 № 43-639, 43-640, 43-641, 43-642, ПВО-4 № 43-643) и № 759 (бронепаровоз ПР-43 Ов № 5524, бронеплощадки ПЛ-43 № 43-644,43-645,43-646, 43-647, ПВО-4 № 43-648).

В июле 1943 г. 56-й одбп был включен в состав 62-й дивизии ПВО Московского фронта ПВО, а 9 сентября по директиве командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии убыл на Калининский фронт.

Включенный в 3-ю ударную армию, дивизион разместился на станциях Кунья и Великополье. В ноябре бепо, включенные в состав группы бронепоездов (совместно с 62-м одбп) поддерживали части 185-й стрелковой дивизии, ведя огонь с закрытых позиций по позициям противника в районе Чернозем. По докладу начальника артиллерии дивизии огнем 56-го дивизиона было уничтожено 5 огневых точек, разбито 75-мм орудие, подавлен огонь минометной и двух артиллерийских батарей, отбита немецкая контратака и уничтожено до 40 человек. В этом же документе отмечалось:

«Бронепоезда в работе сколочены и действуют энергично и слаженно. Хорошо взаимодействуют с пехотой, быстро открывают огонь по вызову».

По окончании операции группы бепо, 56-й одбп 20 ноября отвели на станцию Великие Луки, где включили в состав 22-й армии. Получив приказ «вести беспокоящий огонь по укрепленным узлам противника в районе деревень Мешково, Жолобово, Патресово, станция Новосокольники», бронепоезда с 27 ноября включились в боевую работу, периодически ведя огонь по немецким позициям. 10 декабря 1943 г. 56-й одбп передислоцировали на станцию Кувшиново с задачей ее прикрытия от атак с воздуха. Здесь бронепоезда находились до ноября 1944 г.

В ноябре 1944 г. 56-й одбп убыл в состав 1-й ударной армии с задачей охраны побережья Рижского залива (участок Смардэ - Тукумс), где и находился вплоть до капитуляции немецкой группировки в Курляндии, За это время огнем бронепоездов было уничтожено 6 пулеметов, минометная батарея, 6 блиндажей. 2 наблюдательных пункта, до 100 человек пехоты, подавлен огонь 3 минометных батарей.

После окончания Великой Отечественной войны 56-й одбп убыл в Выборг, где находился до 6 июня 1946 г., затем его передислоцировали на станцию Девашово и Сертолово-1, где он находился до 1 апреля 1947 г. На основании директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР 56-й дивизион убыл в Брянск, а оттуда в Навтлуг. в состав войск Закавказского ВО. Здесь согласно директивы Генерального Штаба № орг/1/460512 от 7 апреля 1947 гю 56-й одбп расформировали в период с 1 по 20 мая. Матчасть передали 42-му одбп.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх