Танковый фронт

47-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование началось 12 декабря 1941 г. в Барабинске. Матчасть - бронепоезда № 1 и № 2 - поступили в дивизион 18 февраля и 10 марта 1942 г. соответственно.

Бепо № 1 «Сибиряк-барабинец» был изготовлен в депо Барабинск Омской железной дороги. Он состоял из бронепаровоза Ов № 5744 (броня не каленая 20 мм, будка машиниста 35 мм, командирская рубка 30+20 мм, движение и тендер 30 мм) и четырех бронеплощадок № 125, 126, 127 и 128 (броня не каленая, борта 20+10 мм с воздушным зазором 80 мм, башни 20+10 мм с воздушным зазором 65 мм, движение 20 мм, вооружение каждой 75-мм французская пушка образна 1897 г. и пять пулеметов ДТ).

Бепо № 2 «Омский железнодорожник», построенный в депо станции Омск, состоял из бронепаровоза Ов № 6211 (броня не каленая 20 мм, будка машиниста 40 мм, командирская рубка 30+15 мм, движение и тендер 30 мм) и четырех бронеплощадок № 129,139, 131 и 132 (броня не каленая, борта и башни 15+15 мм с воздушным зазором 80 мм, движение 15 мм, вооружение каждой 75-мм французская пушка образца 1897 года и пять пулеметов ДТ).

11 марта 1942 г. 47-й дивизион убыл в Москву, где доукомплектовался имуществом и вооружением (получены две площадки ПВО завода «Стальмост» № 202 и 203 с двумя пулеметами ДШК на каждой).

26 мая 1942 г. по приказанию заместителя наркома обороны СССР Я. Федоренко 47-й одбп убыл в распоряжение командования Карельского фронта. Прибыв сюда 3 июня, дивизион вошел в состав 32-й армии и получила задачу по охране Кировской железной дороги на участках Масельская - Кочкома, а также моста на станции Сегежа и Сегежского бумажного комбината. Дислокацией дивизиона определялась станция Сегежа.

31 августа бронепоезда отразили налет семи самолетов противника на станцию и прилегающий аэродром.

14 сентября 1942 г. дивизион получил боевую задачу — поддержать огнем части 37-й стрелковой дивизии, выполняющей частную наступательную операцию. Проведя разведку целей и огневых позиций, утром 15 сентября оба бепо произвели два огневых налета по позициям противника, подавив при этом две артбатареи.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 г. бронепоезда получили новые номера: № I «Сибиряк-барабинец» - № 639, а № 2 «Омский железнодорожник» - № 657.

19 февраля бепо отразили налет четырех самолетов противника на станцию Сегежа.

На основании приказа командующего бронетанковыми и механизированными войсками Карельского фронта с 22 февраля по 15 мая 1943 г. бронепоезда дивизиона находились на перевооружении и ремонте на Урочском вагоноремонтном заводе Ярославской железной дороги. Здесь 75-мм французские пушки заменили на 76-мм танковые Ф-34, установили приборы ПТК, на всех бронеплощадках для разгрузки рессор подвели дополнительную третью ось. В работах принимали активное участие команды бронепоездов.

В ноябре 1943 г. бронепоезда дивизиона участвовали в тактических занятиях, получив при этом высокие оценки.

16 марта 1944 г. бепо 47-го одбп поддерживали действия частей 176-й стрелковой дивизии, проводивших разведку боем. Огнем бронепоездов были подавлены батареи 75 и 155-мм орудий.

С 19 по 21 июня 1944 г. 47-й дивизион поддерживал огнем действия разведки 55-го стрелкового полка, а затем и наступление 176-й стрелковой дивизии на Масельском направлении.

По мере наступления частей 32-й армии 47-й одбп получил задачу двигаться вперед, охраняя тылы и занимаясь ремонтом железной дороги. Всего с 22 июня по 5 августа 1944 г. личным составом дивизиона было восстановлено около 3 км железнодорожного пути, 15 стрелок и поворотный треугольник на станции Медвежьегорск протяженностью 2100 метров, построен мост длиной 10,5 м.

Дивизион был расформирован в 1946 году.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх