Танковый фронт

46-й отдельный дивизион бронепоездов

46-й отдельный Ясловский дивизион бронепоездов

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование дивизиона началось на станции Юдино в ноябре 1941 г. Матчасть строилась в депо станций Агрыз (бепо № 1) и Юдино (бепо № 2), вооружение составов производилось Канашским вагоноремонтным заводом.

Бронепоед № 1 «Кзыл Татарстан» («Красная Татария») был принят в состав дивизиона 25 апреля 1942 г. Он состоял из бронепаровоза Ов № 6116 (броня не каленая, котел, будка машиниста, тендер, движение 30 мм, командирская рубка 45 мм) и бронеплошадок № 257, 258, 259 и 260 (броня не каленая, борта и башни 20+10 мм с 80 мм воздушным зазором, движение и крыша 20 мм, вооружение каждой 76-мм зенитная пушка Лендера образца 1914 г., 3 пулемета ДТ и 2 пулемета Браунинг).

Бронепоезд № 2 «Василий Чапаев» передали в состав 46-го одбп 27 апреля 1942 г. Он состоял из бронепаровоза Ов № 6814 (броня не каленая, котел, тендер, движение 36 мм, командирская рубка и будка машиниста 40 мм) и бронеплощадок № 261, 262, 263 и 264 (броня не каленая, борта 30 мм, движение и крыша 20 мм, башни 15+15 мм с 80 мм воздушным зазором вооружение каждой 76-мм зенитная пушка Лендера образна 1914 года, 3 пулемета ДТ и 2 пулемета Браунинг).

Согласно директивы ГАБТУ КА 15 мая 1942 г. 46-й одбп убыл в Москву, откуда после доукомплектования и довооружения (бепо получили две площадки ПВО завода «Стальмост» - № 233 и 234 соответственно - с двумя пулеметами ДШК на каждой) 15 июля отправился на Сталинградский фронт. Однако 4 августа дивизион был задержан на станции Токаревка Юго-Восточной железной дороги «до особого распоряжения». 2 сентября 46-й одбп прибыл на станцию Курдюм, а 15 октября 1942 г. - в Астрахань, где вошел в состав 28-й армии.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 «Кзыл Татарстан» - № 723, № 2 «Василий Чапаев» - № 690.

Лишь в апреле 1943 года 46-й дивизион бронепоездов переправился через Волгу на западный берег и передислоцировался на Кизлярскую железнодорожную ветку.

Вошедший в состав Южного фронта, 46-й одбп в мае 1943 г. совершил марш по маршруту Зверево-Лихая-Репная, отражая по пути атаки вражеской авиации и прикрывая железнодорожные узлы. В июне силами мастерских дивизиона было усилено его зенитное вооружение за счет установки на контрольных площадках 6 20-мм пушек ШВАК, снятых со сбитых самолетов и отремонтированных. В течение этого месяца зенитчики 46-го одбп отразили несколько атак немецких самолетов. Особенно активные действия велись в период с 15 по 22 июня в районе станции Лихая - только за это время бронепоезда израсходовали 253 76-мм и 4047 20-мм снарядов.

В течение следующих трех месяцев бронепоезда 46-го одбп прикрывали от атак с воздуха станции Лихая и Зверево, израсходовав при этом 449 76-мм, 1075 20-мм и 1525 патронов к ДШК.

15 сентября 1943 г. бепо № 690 убыл на перевооружение на станцию Вологда, 24 октября сюда же отправился бепо № 723. К этому времени база дивизиона находилась на станции Волноваха.

Бронепоезда прибыли с перевооружения в ноябре 1943 г. (№ 690) и в январе 1944 г. (№ 723). Вплоть до июня 1944 г. 46-й одбп находился в Волновахе, прикрывая станцию от атак с воздуха, а в июне передислоцировался на станции Годыньковцы и Гусятин Львовской железной дороги, где вошел в состав 1-го Украинского фронта. Находясь на этом участке 46-й одбп в июле занимался восстановлением железной дороги между Джурын и Пытковус. а также занимался разгрузкой эшелонов с боеприпасами и продовольствием для 1-й гвардейской армии.

К 30 августа 1944 г. 46-й одбп передислоцировался на станции Черновины и Глыбоко в распоряжение 17-го гв. стрелкового корпуса. С 6 по 11 сентября 1944 г. дивизион поддерживал части 138-й стрелковой дивизии, ведя огонь по немецким позициям на берегу реки Серет. После прорыва позиций противника и продвижения 138-й дивизии вперед, 12 сентября 1944 г. 46-й одбп сосредоточился на станции Орошаны.

С 6 по 18 октября по распоряжению командующего бронетанковыми и механизированными войсками 4-го Украинского фронта, дивизион передислоцировался на станции Самбор и Хыров. затем на станцию Рыманув (Польша), а к 1 января 1945 г. - на станцию Кросно, в распоряжение 38-й армии.

15 - 19 января 46-й одбп поддерживал огнем действия частей Красной Армии в боях по овладению городом Ясло, за что приказом Верховного Главнокомандующего № 018 от 19 февраля 1945 г. дивизион получил почетное наименование «Ясловский».

До 20 марта 1945 г. 46-й одбп находился на польских станциях Щавне - Кулашне, после чего на основании приказа Генерального Штаба Крансой Армии № 102686 убыл в Москву, в резерв Ставки ВГК. 22 сентября 1945 г. дивизион прибыл на станцию Икша Савеловской железной дороги, где на основании директивы Генерального Штаба № орг/1/87922 от 31 октября 1945 г. был расформирован в период с 22 ноября по 30 декабря. При этом боевая матчасть была сдана на военный склад № 2634 Московского ВО.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

Дивизион имел следующие награды и почетные наименования

Награда № приказа (указа) и дата Краткое описание боевых заслуг
Ясловский Приказ ВГК № 018 от 19.02.1945 За отличие в боях при прорыве обороны немцев и овладении городами Ясло и Горлице

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх