Танковый фронт

39-й особый дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование дивизиона началось в конце 1941 г. в Челябинске, матчасть строилась рабочими Южно-Уральской железной дороги. Бронепоезда поступили на укомплектование дивизиона в феврале 1942 г.

Бепо № 1 состоял из бронепаровоза Ов № 6480, построенного в депо станции Златоуст (броня не каленая 30 мм, будка машиниста 12+21 мм, командирская рубка 45+15 мм с воздушным зазором 20 мм) и бронеплошадок № 883, 884, 885 и 886, забронированных в депо станции Челябинск (броня не каленая, борта 32 мм, башня 20+10 мм с воздушным зазором 80 мм, движение 10 мм, вооружение каждой 75-мм французская пушка образца 1897 г., 3 пулемета ДТ и 2 Браунинг).

Бронепоезд № 2 включал бронепаровоз Ов № 6883 построенного в депо станции Троицк (броня не каленая 25 мм, будка машиниста 25+15 мм, командирская рубка 25+15+20 мм с воздушным зазором 20 мм) и бронеплошадок № 887, 888, 889 и 890, забронированных в депо станции Челябинск (броня не каленая, борта 25 мм, башня 20+10 мм с воздушным зазором 80 мм, движение 10 мм, вооружение каждой 75-мм французская пушка образца 1897 г., 3 пулемета ДТ и 2 Браунинг).

В марте 1942 г. 39-й одбп прибыл в Москву и в апреле, после доукомплектования и проверки матчасти, убыл в распоряжения командования Брянского фронта.

К 26 июня 1942 г. дивизион сосредоточился на станции Касторная, где вошел в состав 40-й армии Брянского фронта. На следующий день бронепоезда перебросили в Старый Оскол, сначала в распоряжение начальника гарнизона и комитета обороны города, а затем - 24-го танкового корпуса. Командир последнего, генерал-майор Буданов, 2 июля поставил 39-му одбп задачу — «провести разведку в направлении на Роговое и быть готовым к открытию огня». В это время наши части под ударами противника начали отход в северо-западном направлении, и Буданов отдал командиру дивизиона приказ - двигаться на север от Старого Оскола до Набокина, «прикрывать огнем наши части, и когда движение вперед станет невозможным, взорвать материальную часть». Но выполнить это не удалось — железнодорожный батальон, несмотря на предупреждение, взорвал все стрелки и железнодорожные сооружения на станции Старый Оскол, и путь на север оказался отрезан. Попытка отвести бронепоезда через ветку Курской магнитной аномалии оказалась безуспешной из-за взорванного моста.

К этому времени — было около 21.00 2 июля - наши части оставили Старый Оскол город обстреливался немецкой артиллерией, «многие объекты горели, слышны были сильные взрывы». Командир 39-го одбп попытался вывести составы на юг, в направлении Валуйки. Однако пройдя около 8 километров у станции Конь бронепоезда встали у взорванного моста. Высланная разведка доложила, что впереди взорвано еше три моста на железной дороге, а частей Красной Армии поблизости не было. Около 22.30 командиром и комиссаром дивизиона «на основании ранее полученных распоряжений командования было принято решение вывести людей и уничтожив материальную часть». С бронепоездов забрали пулеметы, у орудий сняли панорамы и замки (последние разобрали и закопали), и команды двумя группами стали отходить на станцию Лиски. У деревни Шаталовка личный состав дивизиона попал под бомбежку и выходил к месту сбора мелкими группами.

К 12 июля 1942 г. личный состав дивизиона сосредоточился на станции Лиски, откуда убыл сначала в Тамбов, а затем в распоряжение запасного полка бронепоездов. Здесь 3 сентября была получена новая матчасть (бронепоезда типа ОБ-3, № 1 построен в депо станции Челябинск, вооружен 76-мм танковыми пушками Л-10, № 2 сооружен в депо станции Надеждинск, вооружен 76-мм зенитными пушками Лендера образца 1914 г.) и двух площадок с реактивными установками М-8. Переформированный по штату особого дивизиона бронепоездов 39-й одбп прибыл в Москву, откуда по распоряжению начальника ГАБТУ КА 19 октября 1942 г. был направлен на станцию Камышин, в состав Донского фронта. Однако во время движения место дислокации было изменено, и бронепоезда 27 октября сосредоточились на станциях Арчеда и Лог. Здесь 39-й одбп получил задачу охраны этого участка «на случай прорыва фронта противником». Линия фронта находилась примерно в 25 - 50 км от этого участка — расположить бепо ближе не представлялось возможным из-за открытой местности и отсутствия путей.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 - № 669, № 2 - № 715.

13 декабря 1942 г. 39-й одбп придали 24-й армии с дислокацией на станции Котлубань. Дивизион провел разведку путей, выяснив, что к линии фронта бепо могли подойти на 5 - 5,5 км, дальше полотно было разрушено. Таким образом, на этом участке бронепоезда можно было использовать только для стрельбы с закрытых позиций.

21 декабря 39-й одбп вернули на станцию Арчеда, где 26 и 28 декабря бронепоезда отразили крупный налет немецкой авиации. В ходе боя было убито 15 человек, ответным огнем бепо подбили два бомбардировщика противника.

В апреле 1943 г. дивизион передали в состав Центрального фронта с прежней дислокацией, а 2 мая бронепоезда убыли для перевооружения.

Летом 1943 г. дивизион направили на Центральный фронт, затем летом 1944 г. в составе 1-го Белорусского фронта он действовал на участке Демблин - Пулавы.

39-й одбп расформирован в 1946 г.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх