Танковый фронт

36-й отдельный дивизион бронепоездов

36-й отдельный Ардонский дивизион бронепоездов им. Магомата Гаджиева

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование началось в ноябре 1941 г. в городе Чкалов (ныне Оренбург). Комплектование личным составом шло преимущественно за счет военкоматов Чкаловской области. В феврале - марте 1942 г. на вооружение дивизиона поступили бронепоезда № 1 «Оренбургский железнодорожник» и № 2 «Вперед на запад!», построенные в депо станции Чкалов.

Бепо № 1 состоял из бронепаровоза Ов № 7275 (броня не каленая 25 - 30 мм, будка машиниста 50 мм, командирская рубка 40 мм, башня ПВО 30 мм, вооружение пулемет ДШК) и бронеплошадок № 101, 102, 103 и 104 (броня не каленая, борта и башня 15+15 мм с воздушным зазором 80 мм, вооружение каждой 75-мм польская пушка образца 1902/26 г. и 5 пулеметов ДТ), бепо № 2 включал бронепаровоз Ов № 7132 (броня не каленая 15+10 мм котел, 15+15 мм движение и тендер, будка машиниста и командирская рубка 20+20 мм, башня ПВО 15+15 мм, вооружение пулемет ДШК) и бронеплощадок № 105,106, 107 и 108 (броня не каленая, борта и башня 15+15 мм и 10+10+10 мм с воздушным зазором 80 мм, вооружение каждой 75-мм польская пушка образца 1902/26 г. и 5 пулеметов ДТ).

31 марта 1942 г. 36-й одбп прибыл в Москву, где после проверки и доукомплектования на основании директивы начальника ГАБТУ КА Я. Федоренко 2 мая убыл в распоряжение командующего Закавказским фронтом.

С 15 мая по 30 июля 1942 г., находясь в составе 46-й армии бронепоезда охраняли железную дорогу на участке Лазаревское - Хоста с дислокацией в Сочи.

31 июля 36-й одбп передали в состав 44-й армии и он начал передислокацию на участок Прохладная - Грозный. 4 августа при подходе бронепоездов к станции Георшевка последняя подверглась ожесточенной бомбардировке немецкой авиацией. В результате возникшего пожара могли взорваться находящиеся здесь вагоны с боеприпасами. Личный состав дивизиона своим паровозом разъединил горящие составы и вывел в безопасное место 60 вагонов со снарядами и различными грузами. В течение трех дней бойцы 36-го одбп семь раз ремонтировали стрелки и восстанавливали путь, и в ночь на 7 августа бронепоезда прошли через горящую станцию и обеспечили продвижение 16 эшелонов с воинскими грузами и эвакуированным имуществом.

11 августа 1942 г. распоряжением штаба Северной Группы Закавказского фронта дивизион поступил в распоряжение 9-й армии с задачей охраны участка Майская - Эльхотово - Дарг - Кох - Беслан. Здесь бепо находились до 23 августа, неоднократно вступая в бой с противником. Так, у Котляревской бепо разбили три немецких переправы через Терек, подавили огонь трех минометных батарей, обеспечив захват опорного пункта противника нашей пехотой.

С 24 августа 36-й одбп действовал в районе Червленой, бронепоезда 30 августа неожиданным налетом заняли станцию Тепловодная, уничтожив 2 немецких броневика, 25 солдат и офицеров, захватив 2 мотоцикла и документы.

Находясь в составе 44-й армии 9 сентября бепо «Оренбургский железнодорожник» и «Вперед на запад» поддерживали части 10-го гв. стрелкового корпуса в ходе атаки станции Терек. Здесь огнем бронепоездов было уничтожено две минометных батареи, 75-мм и 2 37-мм орудия, 3 автомашины.

С 12 сентября по 27 октября 1942 г. 36-й одбп обеспечивал правый фланг 10-го гв. стрелкового корпуса на перегонах Червленая-Узловая - Алпатов и Червленая-Узловая - Кизляр.

29 октября по приказу командующего Северной Группой Закавказского фронта бронепоезда передислоцировали на станцию Ардон с задачей прикрыть подход к Орджоникидзе (ныне Владикавказ) на участке Алагир - Ардон. 31 октября немцы перешли здесь в наступление силами до полка пехоты и нескольких десятков танков.

Первым в бой вступил находившийся на участке бепо № 1 «Оренбургский железнодорожник». В документах дивизиона об этом сказано следующее:

«В 14.00 31 октября 1942 года авиабомбой был разбит парораспределительный механизм паровоза, бронеопезд маневрировать не мог. В 14.30 в первой бронеплощадке от термитного снаряда произошел взрыв снарядов и пожар, бронеплощадка полностью вышла из строя. В 15.00 прямым попаданием снаряда в канал ствола орудия третей бронеплощадки, которая была готова к выстрелу, разорвавшимся стволом орудия был убит весь орудийный расчет, от попадания других снарядов произошел взрыв и пожар. В 16.30 тремя попаданиями термитных снарядов пробило в трех местах вторую бронеплощадку, разбило орудие, возник пожар, бронеплощадка взорвалась. В это же время осколками авиабомб были разбиты все зенитные пулеметы ДШК.

В 17.00 авиабомбой был разбит паровоз (наклонился набок), паром были обожжены командир бронепоезда капитан Фандей и бригада машинистов: старшина Пустова-лов, старший сержант Минаков и сержант Пронин. Капитан Фандей, превозмогая боль, снаружи бронепоезда командует огнем из уцелевшей бронеплощадки.

В 4-й бронеплощадке снарядом противника было разбито противооткатное приспособление, орудийный расчет рискуя жизнью вручную накатывал ствол орудия вперед, продолжая вести огонь и подбив еще один танк. И только вторичным попаданием снаряда противника было разбито орудие и начался пожар бронеплощадки, после чего личный состав был высажен».

Бепо № 2 «Вперед на запад!» 31 октября 1942 г. находился у станции Алагир. Атакованный немцами чуть позже, чем бепо № 1, он в начале боя получил пробоину котла, снарядами разбило командирскую рубку, в которой погиб командир бепо старший лейтенант В. Ф. Галушко, а также орудие первой бронеплощадки. Неуправляемый никем состав покатился в сторону станции Ардон (железная дорога здесь имела уклон от Ала-гира к Ардону), команда стала покидать бепо. У Ардона «Вперед на запад!» врезался в находившийся здесь разбитый «Оренбургский железнодорожник». Остатки команд были отведены на в Орджоникидзе.

По донесению командира 36-го одбп, в этом бою бронепоезда израсходовали 600 75-мм снарядов, 3500 патронов к пулеметам ДШК и 13000 к пулеметам ДТ, при этом было подбито и сожжено 22 танка, 6 броневиков и 15 автомашин.

Всего за период с 6 августа по 2 ноября 1942 года дивизион потерял 56 человек убитыми и 18 ранеными и обожженными. При этом большая часть потерь приходилось на бой 31 октября.

Из личного состава за период боевых действий 36-го одбп на Северном Кавказе было награждено 35 человек, из них орденом Боевого Красного Знамени — 3, орденом Красной Звезды - 6, орденом Отечественной войны 2-й степени - 2, медалью «За отвагу» - 15. медалью «За боевые заслуги» - 9.

В ноябре 1942 года 36-й дивизион вывели на станцию Махачкала, где личный состав приступил к строительству новой матчасти.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 - № 717, а № 2 - № 731.

В декабре 1942 г. по решению Военного совета Северной группы войск Закавказского фронта 36-му отд. дивизиону бронепоездов присвоили почетное наименование «Ардонский».

Так как строительство новой матчасти для 36-го одбп велось на средства трудящихся Дагестана, по решению руководства республики дивизиону присвоили имя Магомета Гаджиева - уроженца Дагестана, Героя Советского Союза, командира дивизиона подводных лодок Северного флота, погибшего в мае 1942 г.

По состоянию на 1 апреля 1943 г. состояние работ по постройке матчасти для 36-го одбп было следующим:

«а). Бронепоезд № 717 вооружен четырьмя 76-мм орудиями обр. 1902/30 г. и 8 бортовыми Максимами.

б). Бронепоезд N° 731 по техническому состоянию готов, установлены 4 танковые башни Т-34, но пушки пока не установлены ввиду их отсутствия. Установлены бортовые пулеметы Максима в количестве 8 штук.

в). Платформы ПВО готовы, но зенитного вооружения нет.

Указанный дивизион личным составом, вооружением и другим имуществом по штату укомплектован на 100 %. Личный состав занимается боевой подготовкой, дислоцируется депо Махачкала».

К сказанному следует добавить, что оба бепо имели 4-осные бронеплощадки типа НКПС-42 (на № 731 стояли танковые башни). Окончательно бронепоезда были закончены в июле 1943 г. Однако больше в боевых действиях дивизион не участвовал, занимаясь охраной железных дорог. В 1946 г. 36-й одбп расформировали.

III. Боевой и численный состав дивизиона

Сформирован в составе:

  • бронепоезд № 1 «Оренбургский железнодорожник»
  • бронепоезд № 2 «Вперед на запад!»

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера:

  • № 717 «Оренбургский железнодорожник» (бывший № 1)
  • № 731 «Вперед на запад!» (бывший № 2)

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх