Танковый фронт

34-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование началось в Куйбышеве в декабре 1941 г. Личный состав поступал из пересыльного пункта в Куйбышеве и запасного полка бронепоездов. Из-за отсутствия матчасти, которая строилась в Абдулино и Красноуфимске. для боевой подготовки использовали старое орудие, находившееся в депо Куйбышев, и технический кабинет железнодорожного узла. Бронепоезда - № 1 «Смерть фашизму» (изготовлен в Абдулино, типа ОБ-З) и № 2 «Красноуфимский железнодорожник» (построен в Красноуфимске, типа ОБ-3) — были переданы личному составу 2 и 22 апреля соответственно, а к 1 мая 1942 г. дивизион передислоцировался в Москву.

4 июля по приказу начальника ГАБТУ КА 34-й одбп убыл на Воронежский фронт где, увязав свои действия с командирами 141-й стрелковой дивизии и 54-го укрепрайона, приступил к охране участка Воронеж - Аношкино. В это время немецкая авиация непрерывно бомбила железную дорогу, разрушив за 8 - 10 июля полотно между Воронежем и Лисками, тем самым лишив бронепоезда основных баз снабжения. Командир дивизиона принял решение - уйти с участка и связаться со штабом фронта. 21 июля бронепоезда прибыли на станцию Козинки, где через пять дней получили распоряжение о включении в состав 6-й армии. 34-й одбп получил приказ поддержать 309-ю стрелковую дивизию с задачей «не допустить переправы противника на правый берег р. Дон на участке Копанище – Свобода - Щучье, быть готовым к отражению атак противника в направлении Старо-Покрове кое, Писковатка, Нижний Искарец». Для выполнения этой задачи бронепоезда расположились на станции Искарец.

15 - 22 августа 1942 г. своим огнем бепо уничтожили несколько пулеметных точек и до 15 солдат противника, 23-24 августа - артиллерийскую батарею и до взвода пехоты.

27 сентября бронепоезда поддерживали части 1-й истребительной дивизии у станции Лиски, подавив несколько артбатарей и огневых точек противника.

10 октября дивизион вновь действовал совместно с 1-й истребительной дивизией, причем бепо № 1 вел огонь с открытой позиции в 300 метрах от немецких позиций. Участник этого налета, командир орудия старший сержант Тельманов вспоминал:

«Немцы не ожидали, что такая махина, на вид неуклюжая, выскочит буквально под самый нос им. Бронепоезд незаметно подъехал к мосту, и в глубокой тишине остановился, скрываемый ночной мглой. Вдруг ночная тишина нарушилась гулом выстрелов, свистом снарядов и пуль. Мое орудие за несколько минут выпустило по переднему краю 65 снарядов. В стане противника поднялась паника, деревня Лиски, в которой были расположены цели, загорелась и осветила весь передний край».

Воспользовавшись замешательством немецких частей, наша пехота двинулась вперед и выполнила поставленную задачу.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 «Смерть фашизму» - № 667, а № 2 «Красноуфимский железнодорожник» - № 712.

С 11 по 16 января 1943 года бепо 34-го дивизиона, поддерживая части 161-й стрелковой дивизии, произвели 11 огневых налетов по немецким позициям в районе города Свобода, уничтожив при этом 9 ДЗОТ, 5 огневых точек и подавив огонь 5 ДЗОТ и нескольких огневых точек.

Разрушенный железнодорожный мост через Дон задерживал продвижение бронепоездов. Поэтому только 6 апреля 1943 года был получен приказ командующего бронетанковыми и механизированными войсками Воронежского фронта о передислокации дивизиона в состав 64-й армии. Бронепоезда расположились на станциях Приколотное и Белый Колодец. Поддерживая части 15-й гв., а затем 36-й гв. стрелковых дивизий, бепо с 27 апреля по 23 мая 1943 г. произвели 11 ночных огневых налетов по заранее разведанным целям, уничтожив 2 минометных, артиллерийскую батарею и подавив огонь еще нескольких батарей.

29 мая до 30 самолетов атаковали бепо № 712, в результате чего были разбиты две бронеплошалки, 6 человек убито и 15 ранено. 16 июня бронепоезд убыл на ремонт в Тамбов, откуда вернулся 22 сентября.

К 1 октября 1943 г. 34-й одбп передислоцировался в Мерефу, а 20 октября прибыл в Красноград, где вошел в состав 7-й гв. армии и получил задачу прикрыть станцию от атак с воздуха. В это время бепо № 667 находился на перевооружении на Тамбовском паровозоремонтном заводе, и прибыл в Красноград 18 января 1944 г. За тот же период бепо № 712 отбил более 10 немецких авианалетов.

10 февраля 1944 г. 34-й одбп передислоцировался в Кировоград, где охранял аэродром, а с 11 по 22 мая дивизион перебросили в Рыбницу с задачей прикрытия от атак с воздуха работ по восстановлению мостов через Днестр.

Приказом командующего бронетанковыми и механизированными войсками 2-го Украинского фронта 34-й одбп переподчинили 40-й армии с передислокацией на румынскую станцию Верешти. Находясь здесь с 17 июля по 19 августа личный состав дивизиона проделал большую работу «по усилению железнодорожного полотна на расстояние 18 км, так как оно было неудовлетворительным для движения и действий бронепоездов».

20 августа 1944 г., с началом наступления войск 2-го Украинского фронта, бепо поддерживали части 50-го стрелкового корпуса 40-й армии, ежедневно с 21 августа по 2 сентября выезжая для ведения огня по позициям противника.

Всего с июля 1942 г. по сентябрь 1944 г. бронепоезда 34-го одбп произвели 55 огневых налетов, 12 из них с открытых огневых позиций. Впоследствии дивизион находился в резерве 2-го Украинского фронта.

Расформирован в 1946 г.

III. Боевой и численный состав дивизиона

Сформирован в составе:

  • бронепоезд № 1 «Смерть фашизму» (изготовлен в Абдулино, типа ОБ-З)
  • бронепоезд № 2 «Красноуфимский железнодорожник» (построен в Красноуфимске, типа ОБ-3)

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера:

  • № 667 «Смерть фашизму» (бывший № 1)
  • № 712 «Красноуфимский железнодорожник» (бывший № 2)

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх