Танковый фронт

27-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование началось в декабре 1941 г. в Омске. Личный состав поступал через пересыльный пункт Омского военкомата и из Забайкальского военного округа (99 человек, прошедших специальную 8-месячную подготовку в запасных частях танковых войск). Матчасть - бронепоезда типа ОБ-3 № 1 «Победа» и № 2 «За Родину» была принята дивизионом 17 и 30 марта 1942 г.

Оба состава строились на заводе № 174 наркомата танковой промывгленности в Омске и состояли из бронепаровоза (Ов № 6414 и 603 соответственно, броня танковая закаленная, котел 20 мм, движение и тендер 30 мм, будка машиниста и командирская рубка 30+15 мм) и четырех бронеплощадок (номера № 952, 953, 954, 955 и № 956, 957, 958 и 959 соответственно, броня танковая закаленная, борта и башня 15+15 мм с 80 м воздушным зазором, движение 15 мм, вооружение каждой 75-мм польская пушка образна 1902/26 г. и 5 пулеметов ДТ).

1 мая 1942 г. дивизион прибыл в Москву, где произвелось его доукомплектование (была получена бронедрезина завода имени Войтовича, а также пулеметы ДШК для бронепаровозов). 27 мая по директиве ГАБТУ КА 27-й одбп убыл в распоряжение командования Карельского фронта.

Прибыв 1 июня на новое место службы, дивизион получил боевую задачу по охране Кировской железной дороги с дислокацией на станции Сорокская.

10 - 11 декабря 1942 г. дивизион участвовал в поддержке частей 37-й стрелковой дивизии, проводивших частную операцию в районе станции Масельская. Пристрелка целей проводилась за два дня до операции ночью, на это израсходовали 26 выстрелов.

Заняв огневые позиции под покровом темноты, бронепоезда 10 декабря произвели пять огневых налетов по пристрелянным целям, израсходовав 998 снарядов. Еще один налет (167 снарядов) бепо провели 11 декабря. По данным разведки, боевая задача дивизионом была выполнена на «отлично», за что командующий 32-й армией генерал-лейтенант Горленко объявил благодарность личному составу 27-го одбп. Огнем бронепоездов было уничтожено до двух взводов пехоты, 6 огневых точек, минное поле и проволочное заграждение в районе ротного опорного пункта, разрушено 4 ДЗОТа и 5 блиндажей.

На основании приказа ГБТУ КА№ 1109420 от 05.12.1942 г. бепо получили новые номера: № 1 «Победа» - № 638, № 2 «За Родину» - № 651.

В январе 1943 г. бронепоезд № 638 убыл на Урочский вагоноремонтный завод для ремонта, в проведении которого активно участвовал и личный состав бепо. После прибытия бронепоезда «Победа», 4 февраля 1943 г. в ремонт на Ярославский паровозоремонтный завод отправился бепо «За Родину».

28 февраля бронепоезд № 638 в районе станции Ковда отбил атаку авиации противника (9 бомбардировщиков и 6 истребителей), при этом один самолет был подбит. Свои потери составили: один убит (командир взвода ПВО) и 5 человек ранено.

5 октября 1943 г. дивизион получил приказ передислоцироваться на станцию Выг с задачей охраны железной дороги и мостов через реки Выг и Сорока. Здесь 20 ноября были получены 25-мм зенитные пушки (вместо пулеметов ДШК).

17 мая 1944 г. 27-й одбп передислоцировали на станцию Сумпосад (с задачей прикрытия депо и моста через реку Сума), а 6 августа - на станцию Суоярви. Весной 1945 г. дивизион перебросили на станцию Ленинград-Московский, где на основании приказа командующего бронетанковыми и механизированными войсками Ленинградского ВО № 03 от 07.08.1945 г. дивизион расформировали. Боевая матчасть была передана 62-му одбп.

III. Боевой и численный состав дивизиона

На основании приказа ГБТУ КА№ 1109420 от 05.12.1942 г. бепо получили новые номера: № 1 «Победа» - № 638, № 2 «За Родину» - № 651.

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх