Танковый фронт

24-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование велось с 20 декабря 1941 г. по 27 февраля 1942 г. в Москве. Матчасть поступила в конце декабря: бронепоезд № 1 (бронепаровоз Ов № 4606 забронирован в депо стации Ховрино Октябрьской железной дороги не каленой броней в 30 мм в декабре 1941 г., бронеплощадки № 805 и 806 построены в депо станции Москва-3 Ярославской железной дороги, броня не каленая 18+18 мм, вооружение каждой — две 76-мм пушки (зенитные Лендера на № 805 и образца 1927 г. на № 806) и 5 пулеметов Браунинг) и бронепоезд № 2 (бронепаровоз Ов № 3843 построен в депо Москва-1 Октябрьской железной дороги в декабре 1941 г., броня не каленая, 20 мм, бронеплощадки № 807, 808 построены там же, где паровоз, а № 809 и 810 в Сталинских мастерских Октябрьской железной дороги в декабре 1941 г., броня не каленая 15+15 мм, вооружение: 76-мм пушка образца 1927 г., 3 пулемета ДТ и 2 Браунинг (№ 807), 76-мм пушка образца 1927 г., пулемет ДТ и 4 Браунинг (№ 808), 76-мм пушка образца 1927 г., 5 пулеметов ДТ (№ 809), 76-мм зенитная пушка Лендера, 3 пулемета ДТ и 2 Браунинг (№ 810), вооружение смонтировано в депо Люблино).

28 февраля 1942 г. по распоряжению начальника ГАБТУ КА 24-й одбп убыл на Северо-Кавказский фронт, где с 13 марта по 11 июля охранял железную дорогу на участках Тимашевск - Новороссийск, Тимашевск - Кущевка. 11 июля 1942 г. 24-й одбп передислоцировался на участок Пролетарская - Котельниково в состав 51-й армии.

29 июля 1942 г. наступающие немецкие части заняли Пролетарскую, и наши части взорвали мосты через Маныч. Наследующий день командир 24-го одбп получил приказ штаба 51-й армии выдвинуться в сторону Пролетарской.

Бепо № 1, прибыв в 21.00 на разъезд Куренной, обнаружил разрушенное железнодорожное полотно на протяжении 100 м и взорванный двухпролетный мост. Ход дальнейших действий изложен в докладе «О потери материальной части и базы 24 одбп во время боевых действий на участке Пролетарская - Котельниково при 51 армии Юго-Восточного фронта». В этом документе сказано следующее:

«Командир дивизиона доложил по селектору начальнику штаба 51 армии, что из-за порчи пути и моста продвижение дальше невозможно. Начальник штаба приказал ремонтировать ж.д. путь и продолжать движение вперед. Командир дивизиона вторично доложил, что такое разрушение средствами бронепоезда восстановить нельзя, так как нет такого количества материалов для восстановления пути. Начальник штаба вторично приказал ремонтировать путь и выполнять поставленную задачу. В это время сзади бронепоезда раздалось два взрыва, и командир дивизиона выслал БА-20 выяснить причину взрывов. Оказалось, что два мотоциклиста противника взорвали путь в 4 км от бронепоезда.

Командир дивизиона доложил начальнику штаба, что подорван путь отхода, и опять получил в третий раз приказ выполнять поставленную задачу. Командир дивизиона с бронепоезда пошел восстанавливать путь отхода вопреки приказанию начальника штаба. Когда бронепоезд подошел к месту разрушения, высадил пулеметные расчеты и приступил к восстановлению пути, подошли танки противника и открыли огонь по бронепоезду.

Бронепоезд открыл ответный огонь, в результате боя два танка загорелись, В это время снаряд ударил в левый цилиндр паровоза, второй снаряд попал в котел паровоза - котел взорвался. Другим снарядом была пробита вторая площадка, внутри нее стали рваться снаряды, лобовое орудие было выведено из строя прямым попаданием снаряда, артиллерийский расчет весь вышел из строя.

На всем протяжении бронепоезд освещался ракетами, а когда вести огонь стало невозможно, командир дивизиона подал команду для вывода личного состава с бронепоезда. Вышло с поезда 42 чел., 30 чел, погибло».

Бронепоезд № 2 в 23.00 получил приказ выйти в район станции Двойная для оказания помощи бепо № 1 (последний к этому времени был разбит). Примерно в 1.30 31 июля бепо № 2 подошел к станции Куберлен, но дальше продвинуться не смог - впереди нашими частями был взорван железнодорожный мост. Весь день 31 июля бепо находился на станции, к этому времени сюда возвратился командир дивизиона с остатками команды бронепоезда № 1. Он доложил находившемуся на станции начальнику штаба 51-й армии о гибели бепо № 1 и попросил об отводе базы и бепо № 2 за станцию Котельниково, так как на этом направлении имелось два моста через реку Сад - в случае их взрыва отход 24-го одбп был бы невозможен. Начальник штаба «выгнал командира дивизиона, назвал его трусом-паникером, и приказал 2-й бронепоезд держать на станции Куберлен».

1 августа 1942 г. бепо № 2 получил приказ выдвинуться на станцию Ремонтная, однако выяснилось, что станция уже занята противником. Около 6.00 бронепоезд открыл огонь по немецкой колонне, которая двигалась от Ремонтной к Котельниково, выпустив в течение 23 минут 480 снарядов и уничтожив 6 тягачей с орудиями, 13 автомашин и 2 танка. Отойдя на разъезд Гашун и пополнившись боеприпасами, в 11.30 бронепоезд вновь вышел в огневой налет по немецкой колонне, который длился 18 минут (израсходовано 430 снарядов). В результате «было зажжено 7 автомашин с пехотой, 1 цистерна, колонна была рассеяна и повернула назад».

Пополнившись боеприпасами, в 17.00 бепо № 2 вновь вышел на позицию, открыв огонь по той же колонне, которая двигалась от Ремонтной к Котельниково (было израсходовано 540 снарядов). После этого боя бепо отошел на станцию Гашун. Примерно в 20.20 сюда отошли части 115-й кавдивизии, а через 15 минут к станции подошли две группы немецких танков - одна развернутым строем (9 машин), вторая в колонне (15 машин). Когда танки подошли на дистанцию 500 - 600 м, бепо № 2 «выскочил из укрытия и с дистанции 400 м открыл артиллерийский огонь по танкам». Три машины сразу же были подбиты и загорелись, но ответным огнем головная 4-я бронеплощадка была выведена из строя - немецкий снаряд попал в башню, артиллерийский расчет погиб. Танки зашли в тыл бронепоезду и открыли стрельбу по железнодорожному полотну. Две машины артиллеристы бепо смогли подбить, но вскоре были разбиты еще два орудия, а третье вышло из строя (не давало наката). Состав расстреливался со всех сторон, поэтому по приказу командира дивизиона команда покинула состав, сняв 16 пулеметов и забрав все винтовки и гранаты. На бепо остался его командир и машинист с помощником, которые в 22.00 1 августа пустили состав на взорванный мост через Сал.

Остатки команд вывели на переформирование в 1-й отдельный учебный полк бронепоездов. По директиве управления бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА № 1109277сс от 13.11.1942 г. 24-й дивизион расформировывался.

По директиве управления формирований и укомплектований Красной Армии № 112481 Осе от 22 февраля 1943 г. 1-й запасной полк вновь приступает к формированию 24-го одбп, но директивой начальника управления бронепоездов и бронемашин № 1166021 от 29.06.1943 г. 24-й дивизион вновь расформировывается, а его личный состав поступает на укомплектование 9-го полка самоходной артиллерии.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх