Танковый фронт

7-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование велось в Кавказской Краснознаменной армии с 25 февраля по 5 марта 1925 г. на станции Навтлуг. В состав части вошли бронепоезда № 6, 7, 152 и 163, переименованные в бепо № 7, 8, 9, 12 (впоследствии № 27, 28, 29 и 22). В 1930 г. бронепоезда № 27 и 29 были «выделены для подавления кулацкого восстания в Закавказье: № 27 - район Нахичевани, № 29 - Евлах - Кировобад».

К июню 1941 г. в составе 7-го дивизиона имелись легкие бронепоезда № 27 и 29, тяжелый № 22, а также кадры второй очереди бепо № 53, 54, 55 и 56.

23 июня 1941 г. по мобилизационному плану он выделил из своего состава четыре отдельных бепо кадра второй очереди, которые выбыли из подчинения дивизиона и стали действовать самостоятельно. 24 июня дивизион убыл в состав 46-й армии для охраны Черноморского побережья, и до 10 октября 1941 г. патрулировал железную дорогу Сухуми - Поти - Батуми.

10 октября, на основании приказа Генерального Штаба Красной Армии, дивизион был передан в состав 56-й армии Южного фронта, и 16 октября бронепоезда прибыли в Ростов, где поучили задачу поддержать 31-ю стрелковую дивизию в районе Таганрога. Новым местом дислокации стала станция Бессереновка.

17 октября в 8.30 у станции появилось 4 немецких танка, на отражение которых вышел бепо № 27. Но когда бронепоезд готовился открыть огонь, появилось ещё 22 танка. Курсируя на больших скоростях, бепо подбил 4 вражеских машины, но и сам получил пробоину в тормозной системе паровоза, из-за чего произошло самоторможение. Огнем с места бронепоезд уничтожил ещё 4 танка, но ответным огнем три орудия были разбиты, а четвертое повреждено. Командир принял решение вывести команду из вагонов и укрыть во рву рядом с железной дорогой до подхода бепо № 22. Однако расчет второго орудия - сержант Рудак и красноармеец Анишенко - остались в башне, починили пушку и открыли огонь по приблизившимся немецким танкам, подбив 8 машин. Остальные отошли, но через 15 минут показалась пехота противника, которая также была отогнана орудием бронепоезда. Однако, ответным артогнем последнее орудие бепо было разбито, и его доблестный расчет покинул бронеплощадку.

К этому моменту подошел тяжелый бронепоезд № 22, который попытался вытянуть бепо № 27. Сделать это не удалось, а вскоре и железная дорога между составами была разбита артиллерией противника, и бепо № 22 пришлось отойти.

Узнав, что части Красной Армии отходят по берегу Таганрогского залива, командир дивизиона решил поддержать их огнем. В результате огневого налета бронепоезд № 22 уничтожил 3 немецких танка, а № 29 до 80 человек пехоты. Продвижение противника было приостановлено, наши части без помех отошли на новые позиции. Всего за день боя 17 октября 7-й дивизион подбил и уничтожил 19 танков и вывел из окружения 14 брошенных орудий. Свои потери составили: матчасть бепо № 27, 7 человек убитыми и 7 ранеными.

С 18 по 21 октября 1941 г. дивизион занимал оборону в районе Синявской, а 21 октября, в связи с прорывом фронта армии на правом фланге, был переброшен на станцию Хопры. Здесь бепо № 22 и 29 огнем с открытых позиций поддерживали 1171-й стрелковый полк 343-й стрелковой дивизии.

4 ноября немцы решили уничтожить бронепоезда тараном, пустив на них паровоз с прицепленной площадкой со взрывчаткой. В 23.15 таран на большой скорости проскочил Хопры, захватив стоявшую на путях бронемашину (экипаж успел выскочить) и взрывом повредил оба пути. К 8.00 5 ноября их удалось отремонтировать силами команд и прибывшего ремонтного поезда.

9 ноября в 14.00 5 самолетов Ю-87 атаковали бронепоезд № 22. В результате прямого попадания бомбы в одну из бронеплощадок, она была полностью выведена из строя. Через два часа эти же самолеты провели налет на бепо № 29, который не мог маневрировать из-за разрушенного полотна. Прямым попаданием двух 100-килограмовых бомб одна бронеплощадка была полностью разбита, а на второй повреждено одно из орудий. Потери в результате бомбежек составили 15 человек убитыми и 38 ранеными. В течении двух дней оставшаяся матчасть была отремонтирована в Ростове, и 12 ноября оба бронепоезда вновь выехали на боевые участки, имея только по одной броне площадке.

Утром 20 ноября дивизион получил задачу штаба 56-й армии — прикрыть Ростов и Аксайскую переправу, действуя на участке в 24 км.

Тяжелый бепо № 22 до 20.00 вел интенсивный артогонь, сдерживая противника во взаимодействии с полком НКВД в районе Нахичевань - Донская - завод Сельмаш. Связь с другими частями и штабом армии отсутствовала. Командир принял решение отойти в Ростов, а ночью переправиться на другой берег Дона. Но, подойдя к мосту, на рельсах обнаружили завал и немецкие танки. Так как бепо находился в мертвом пространстве на насыпи и не мог вести по ним огня, команда сняла пулеметы, подожгла состав и пешком вышла к своим.

Бронепоезд № 29, не найдя своих частей в Аксае, начал выбор огневой позиции, но неожиданно был атакован 18 танками. Их первые же выстрелы вывели из строя бронепаровоз и оба орудия. Команда оставила состав и отошла в сторону Батайска. Высланный черный паровоз вытащил бепо на станцию Ростов-Пристань, но дальше двигаться не мог, так как станция и мост через Дон были заняты немцами. Утром 21 ноября бронепоезд был взорван, а остатки команды отошли на другой берег Дона.

Распоряжением начальника автобронетанковых войск 56-й армии личный состав дивизиона 22 ноября 1941 года вывели на станцию Тихорецкая для переформирования. Здесь в состав 7-го одбп включили бронепоезда № 21 (тяжелый, из состава 8-го дивизиона), «Железнодорожник» (построен на Тихорецких заводах - паровозоремонтном имени Воровского и «Красный молот» на средства трудящихся Тихореика) и «Николай Щорс» (бронепаровоз Ов № 1340 и две бронеплощадки, строительство начато на станции Волноваха, закончено в Тихореике). После этого дивизион убыл на фронт под Ростов, где был придан 377-й стрелковой дивизии и занял позицию в районе поселков Приморка и Екатериновка. До апреля 1942 года бронепоезда активных действий не вели из-за взорванного моста через реку Самбек, а систематически наносили артудары по переднему краю немецкой обороны. В начале марта 1942 года при переходе на новый штат (два бепо) бронепоезд «Николай Щорс» передали в состав 8-го одбп, в результате чего в 7-м дивизионе остались легкий бепо № 1 «Железнодорожник» и тяжелый бепо № 2 (бывший № 21).

17 июля 1942 г. 7-й одбп по распоряжению командования Юго-Западного фронта убыл в распоряжение 3-го гв. стрелкового корпуса. Через два дня бронепоезд № 1 получил задачу прикрыть отход частей 228-й стрелковой дивизии в районе станций Лихая - Горная. Из-за того, что оба пути оказались забиты эшелонами, часть из которых горела, бепо не мог маневрировать и оказать поддержку своим войскам.

20 июля 1942 г. он занял позицию на тупиковой ветке на станции Горная, откуда открыл огонь, прикрывая отход частей 28-й стрелковой дивизии. В течение дня немецкая авиация трижды бомбила бронепоезд, в результате чего была разбита площадка ПВО, повреждена первая бронеплощадка (башни заклинило и они не вращались), вышел из строя бронепаровоз, у которого к тому же закончилась вода, а заправить ее было негде. Из-за невозможности вывести состав (пути были разбиты на большом протяжении) и отсутствия связи со своими частями, командир и комиссар бронепоезда приняли решение взорвать состав и отходить в пешем порядке, что и было сделано в 22.00 20 июля 1942 г.

Бепо № 2 7-го дивизиона по приказу командования 56-й армии в 4.20 19 июля занял позицию на станции Хапры с задачей: поддержать части 30-й стрелковой дивизии и прикрыть открытый левый фланг на реке Мертвый Донец. 22 июля немецкие части прорвали оборону на стыке 30 и 39-й стрелковых дивизий, и бронепоезд получил задачу отойти. В 3.30 23 июля он прошел через Гниловскую и встал, не доезжая до станции Ростов-Берег 1: впереди путь был разбит. Кроме того, к 7.00 наши саперы взорвали железную дорогу со стороны станции Хапры, в результате чего бепо лишился маневра — в его распоряжении осталось не более 200 метров железнодорожного полотна. Состав вел огонь по наступающим немецким частям до 20.00, после чего со стороны Ростова подошло 8 танков противника с пехотой. Из-за того, что танки находились в мертвой зоне, бронепоезд не мог стрелять по ним. Кроме того, высланная разведка доложила, что наши части отошли на левый берег Дона. По указанию начальника штаба автобронетанковых войск 56-й армии полковника Самсанидзе, командир дивизиона подполковник Жмакин приказал все имущество и вооружение переправить на левый берег дона, а матчасть бепо № 2 взорвать. Это было выполнено в 21.00 12 июля 1942 г.

24 июля личный состав 7-го дивизиона сосредоточился на станции Каяла, откуда через десять дней по распоряжению заместителя командующего Северо-Кавказского фронта по автобронетанковым войскам убыл в Москву, в распоряжение управления бронепоездов ГАБТУ КА.

20 сентября 1942 г. 7-й дивизион направили в Рузаевку, в 1-й запасной полк бепо, а оттуда 10 марта 1943 г. — вновь в Москву. Здесь 8 июня 1943 г. 7-й одбп получил бепо «Москва» (типа БП-43), построенный на средства работников Окружной железной дороги в депо станции Ташкент, а чуть позже. 30 июня, от базы материально-технического снабжения управления бронепоездов бепо «Александр Невский» (типа ОБ-3, предположительно до этого входил в состав 25-го одбп, был потерян в боях под Сталинградом в сентябре 1942 г., при освобождении территории эвакуирован в тыл). Этот состав был отремонтирован и перевооружен пушками Ф-34 силами 7-го дивизиона. Бронепоезда получили следующие номера: «Москва» — № 748, «Александр Невский» - № 740.

23 июля 7-й одбп убыл из Москвы на станцию Вербилки Ярославской железной дороги, а оттуда по решению Военного Совета бронетанковых и механизированных войск Красной Армии № 1106901сс от 25 декабря 1943 г. — на Карельский фронт. 10 января 1944 г. дивизион прибыл на станцию Кандалакша, где вошел в оперативное подчинение 59-й зенитно-артиллерийской дивизии. В дальнейшем вплоть до конца войны бронепоезда № 740 и 748 занимались охраной Мурманской железной дороги на участках Кандалакша, Ням-Озеро, Масельская, потом дивизион передислоцировался на станцию Нева-3, где размещался до 28 сентября 1945 г. К 1 октября 7-й одбп прибыл на станцию Каткаселька Кировской железной дороги, а 20 апреля 1946 г., на основании директивы Генерального Штаба Красной Армии № орг/4/3060 от 11 апреля 1946 г., убыл в состав Архангельского ВО с местом дислокации город Котлас. В [1947] году 7-й отдельный дивизион был расформирован.

III. Боевой и численный состав дивизиона

На 23 июня 1941 г.:

  • бепо № 27 (легкий), уничтожен 17.10.1941 г.
  • бепо № 29 (легкий), взорван 21.11.1941 г. при отступлении
  • бепо № 22 (тяжелый)

Распоряжением начальника автобронетанковых войск 56-й армии личный состав дивизиона 22 ноября 1941 г. вывели на станцию Тихорецкая для переформирования. Здесь в состав 7-го одбп включили бронепоезда:

  • № 21 (тяжелый, из состава 8-го дивизиона), «Железнодорожник»
  • «Николай Щорс»

В начале марта 1942 г. при переходе на новый штат (два бепо) бронепоезд «Николай Щорс» передали в состав 8-го одбп, в результате чего в 7-м дивизионе остались:

  • легкий бепо № 1 «Железнодорожник»
  • тяжелый бепо № 2 (бывший № 21).

20 сентября 1942 г. 7-й дивизион направили в Рузаевку, в 1-й запасной полк бепо, а оттуда 10 марта 1943 г. — вновь в Москву. Здесь 8 июня 1943 г. 7-й одбп получил бепо «Москва» (типа БП-43), построенный на средства работников Окружной железной дороги в депо станции Ташкент, а чуть позже. 30 июня, от базы материально-технического снабжения управления бронепоездов бепо «Александр Невский» (типа ОБ-3, предположительно до этого входил в состав 25-го одбп, был потерян в боях под Сталинградом в сентябре 1942 г., при освобождении территории эвакуирован в тыл). Этот состав был отремонтирован и перевооружен пушками Ф-34 силами 7-го дивизиона. Бронепоезда получили следующие номера:

  • № 748 «Москва».
  • № 740 «Александр Невский».

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх