Танковый фронт

Танки в Торопецко-Холмской операции

 

Перед началом операции 4 ударная армия была усилена двумя отдельными танковыми батальонами – 141 в составе: 4 танков КВ, 7 – Т-34, 20 – Т-60 и 171 в составе: 12 танков МК-2, 9 – МК-3, 10 – Т-60. Всего имелось 62 танка, из них 30 лёгких.

Вследствие слабой подготовки экипажей, плохо знавших устройство новых марок машин, танки прибыли в район сосредоточения уже ослабленными, так как ещё в период следования по железной дороге танкисты, прогревая моторы, израсходовали до половины моторесурсов и разрядили аккумуляторы. При переходе со станции выгрузки до района сосредоточения (60 км) вышли из строя по техническим причинам в 141 танковом батальоне: 1 танк КВ, 1 – Т-34 и 2 – Т-60. Танки МК-2, слабо изученные личным составом, который готовился к использованию на танках МК-3, и плохо приспособленные для движения по снежному покрову, во время марша часто застревали в разных местах, и их пришлось затем собирать в течение 7 дней. После того как на траки гусениц наварили шипы, проходимость машин несколько увеличилась.

Действия танков затруднялись сильными морозами, а близость к противнику вынуждала держать их всё время с работающими моторами, что приводило к преждевременному износу моторной группы. Глубокий снег и лесные массивы почти исключали возможность использования танков при обходах противника, приковывая их к дорогам. В результате этого танковые атаки были, как правило, лобовыми и не массированными. Во время действия танков отсутствовала обычно необходимая артиллерийская поддержка орудиями сопровождения, вследствие постоянного отставания артиллерии. Недоставало средств и уменья организовать сопровождение танковой атаки непрерывным огнём артиллерии на всю глубину танкового удара. Восстановление танков в полевых условиях, а также питание их горючим и огнеприпасами из-за больших морозов и бездорожья было сопряжено с исключительными трудностями.

141 батальон хорошо действовал совместно с частями 249 дивизии в боях за Охват, Луги, Алексино, Великое Село и Андреаполь. Гораздо хуже действовали танки под Торопцом, где они были посланы в атаку без достаточного предварительного подавления противотанковой обороны противника. Двигаясь почти исключительно по дорогам, танки вводились в бой небольшими группами по 5 - 10 машин, а под Торопцом по 2 - 3 машины. Под Алексином в атаку ходили даже одиночные танки. Это уменьшало эффект их использования, тем более, что в результате маршей танки КВ вышли из строя, а танки Т-60 были бессильны против укреплённых пунктов противника без тяжёлых или средних танков. Таким образом, вся тяжесть боёв легла на танки Т-34, которые за время операции в условиях бездорожья показали себя наиболее маневренными машинами, имеющими хорошие боевые качества, ценные при борьбе с противником, укрепившимся в населённых пунктах.

171 батальон, застряв в начале операции в непроходимой для танков полосе 360 дивизии, был выведен оттуда на центральное направление, но не смог догнать пехоту и участия в боях не принимал.

141 батальон за время операции потерял 4 танка Т-60, подбитых огнём противотанковых ружей и противотанковых орудий. Потери и выход из строя танков во время марша в результате технических неисправностей и аварий составили: 4 танка КВ, 1 – Т-34 и 1 – Т-60. По тем же причинам 171 батальон потерял 6 танков МК-2, 1 – МК-3 и 1 Т-60.

К тому времени, когда части армии выдвинулись к Велижу, 141 батальон отставал на один, а 171 батальон больше, чем на три перехода. В строю 141 батальон к этому времени имел 2 танка Т-34 и 13 – Т-60; 171 батальон – 6 танков МК-3 и 7 – Т-60. Из 62 танков к концу операции армия располагала только 8 машинами, и те отстали от пехоты, 19 танков выбыло из строя, а 15, имея мелкие технические неисправности или застряв в снегу, были разбросаны по всему пути движения армии.

3 ударная армия была усилена двумя танковыми батальонами (146 и 170) в составе 8 танков КВ, 26 «Матильда» и 36 – Т-60. Активного участия в боевых действиях танки не принимали, и только одна рота танков Т-60 170 танкового батальона действовала совместно с 225 полком под Молвотицами. В ходе наступления танки постоянно отставали от частей, застревали в пути и нередко выходили из строя по причине технических неисправностей.

Танки в операции не сыграли сколько-нибудь серьёзной роли. В манёвренных действиях в зимних условиях и при бездорожье сборные батальоны себя не оправдали. Танки КВ, имея хорошие боевые качества, но требующие подготовки специальных переправ и крайне ограниченные в запасе хода, израсходовали свои моторесурсы во время переходов и не смогли показать себя в бою. Танки Т-34 показали себя в этих условиях наиболее ценной машиной, но их было слишком мало. Танки Т-60, выявившие свою малую проходимость при слабой броне и сравнительно малом вооружении, оказались способными только завершать очистку населённых пунктов от остатков противника вместе со вторыми эшелонами пехоты или действовать по дорогам за тяжёлыми и средними танками. Английские танки МК-2 и МК-3 в боях не участвовали; кроме того они не были полностью освоены экипажами, поэтому для выводов по их боевым качествам и использованию нет достаточных данных.

Опыт операции не даёт положительных примеров в части использования танков зимой, при бездорожье и большоё манёвренности общевойсковых соединений, но свидетельствует о целесообразности формирования однотипных танковых батальонов для применения их с учётом боевых и маршевых качеств машин, условий театра войны и характера действий как своих войск, так и войск противника.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
Источник - ВИО ГШ. Торопецко-Холмская операция (январь 1942 г.). Воениздат, 1943. С. 85-87.
 
 
 
 

наверх