Танковый фронт

Первые танки в России

 

Первые танки прибыли в Россию 12 декабря 1918 г., когда в Одессе вместе с французской и греческой пехотой высадились 20 танков «Рено» из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии. 18 марта 1919 г. в бою подстанцией Березовкой, недалеко от Одессы, бригадой Григорьева, входившей в состав 2-й Украинской Советской армии, «противник — греки, французы и добровольцы — был выбит с передовых позиций и, растерявшись, бежал в полном беспорядке. В течение нескольких минут нам досталось много трофеев: около 100 пулеметов, четыре орудия, из них два дальнобойных, масса снаряжения, семь паровозов, пять эшелонов, бронированный поезд, четыре танка и два штаба греческий и французский».

Один из танков бойцы отослали в Москву, в подарок В.Ленину. «Без оружия и без винтовок, — писали они в своем письме, — шел украинский пролетариат на усовершенствованные орудия современной техники, по, как видите, даже танки, эти современные чудища, порожденные последней войной, не устояли перед революционной войной, и сегодня 2-я Украинская Советская армия имеет счастье преподнести Вам, дорогой учитель, одно из этих страшных орудий. Вам мы отправляем один из этих танков, который будет лучшим доказательством мощи пролетарской революции». Оставшиеся три «Рено» были увезены в Харьков, в то время столицу советской Украины. Здесь на базе бронавтомобилей бронеотряда особого назначения и трофейных танков сформировали «Броневой дивизион особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украины». Командиром дивизиона стал А. Селявкин.

В середине апреля 1919 г. Ленин обратился к народному комиссару по военным и морским делам Украины с просьбой «прислать один танк для демонстрации его на первомайском параде в Москве». («Рено», присланный в подарок вождю мирового пролетариата, оказался некомплектным).

Второй танк был доставлен в Москву в один из дождливых дней последней недели апреля. Импровизированным механиком-водителем нового танка стал бывший авиатор Б. Российский, который с двумя помощниками в течение ночи разобрался с особенностями управления незнакомой боевой машины и с честью выполнил поставленную задачу. Таким образом, трофейный «Рено» стал первооткрывателем танковых парадов на Красной площади (ныне, увы, ушедших в забвение).

В мае 1919 г. в районах Екатеринослава и Кременчуга танки «Рено» из состава бронедивизиона особого назначения участвовали в боях против войск - Григорьева, выступившего против советской власти (а всего два месяца назад григорьевцы захватили эти самые танки).

В июне дивизион особого назначения действовал против отрядов Н. Махно, освободив в ходе боев железную дорогу Мелитополь-Александровск, а затем был переброшен под Новомосковск. Здесь 26 июня 1919 г. боевые машины дивизиона совместно с пехотой контратаковали наступающие части Добровольческой армии. В ходе боя часть пехоты красных в беспорядке отошла, а остальная просто разбежалась. Оставшиеся без прикрытия броневики и танки были брошены своими командами и достались белым в качестве трофеев.

Танк «Рено», открывший танковые парады на Красной площади, в середине мая 1919 г. в составе автобронеотряда имени Свердлова убыл на Южный фронт в распоряжение 8-й армии. В составе отряда имелось «два бронеавтомобиля «Остин» (по два пулемета на каждом), один танк «Рено» с 37-мм пушкой при 1000 снарядах, один грузовик «Фиат» 1,5 т, один санитарный «Фиат», автомастерская «Пирс-Арроу», автоцистерна «Уайт», автокухня «Паккард», два мотоцикла Клино по одному пулемету на каждом, два мотоцикла «Харлей-Девидсон», команда 52 человека, все коммунисты». Сведениями о дальнейшей судьбе этого танка авторы не располагают, по некоторым данным он был захвачен белыми осенью 1919 г.

Трофейные «Рено», захваченные под Одессой, подтолкнули советское правительство к решению о начале производства танков в РСФСР. 10 августа 1919 г. совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности завод «Красное Сормово» был выделен как специализированное предприятие — изготовитель танков.

29 сентября 1919 г. танк «Рено» прибыл на завод «Красное Сормово» «в трех крытых вагонах в разобранном виде, без документов и спесификаций». (Это был танк, подаренный Ленину бойцами 2-й Украинской армии и оказавшийся неисправным. Машина простояла в Москве с марта и многие детали с нее были украдены.)

Для копирования боевой машины и изготовления рабочих чертежей приказом по Центроброни на заводе была образована спецбригада конструкторов в составе тт. Крымова, Салтанова, Московкина и Спиридонова. В помощь им с Ижорского завода, который должен был изготавливать броневые корпуса для танков, прибыла группа из четырех человек под руководством технолога Артемьева.

Для решения проблемы с моторно-трансмиссионной группой заводу АМО в Москве поручили «переконструировать двигатель «Фиат» по типу танкового двигателя «Рено». Ответственным за «моторный агрегат» был назначен инженер Калинин, ему помогали инженер Пилоунковский и пять конструкторов-чертежников.

1 ноября 1919 г. для решения «всех конструкторских вопросов, касающихся изготовления танков», была создана специальная комиссия при Совете военной промышленности. Помимо отечественных инженеров, в нее вошли два французских специалиста — Дем и Розье, ранее занимавшиеся автомобильным производством на заводах «Рено» и сочувствовавших советской власти (в их характеристике указано, что один из них — социалист). Причем инженеру Розье поручалось «изготовление всех чертежей и данных для нового танка».

Общее руководство работами по изготовлению танков осуществляло Броневое управление ГВИУ, одновременно являвшееся и заказчиком. Наблюдение за постройкой танков на заводе велось комиссаром Центроброни И. Х. Гаутелем, который очень часто решал все проблемы при помощи маузера и ненормативной лексики. Сборка танков началась в декабре 1919 года. Работа эта была очень трудоемкой (особенно большая нагрузка приходилась на клепальщиков и раскройщиков броневых листов), и потому требуемой ритмичности работы достичь не удавалось. Динамику выпуска танков можно проследить в ведомостях завода «Красное Сормово» за 1920-21 гг:

«1920 г.

июнь: заказ на изготовление танков выполнен на 37 %

август: изготовлена 1 шт. (100 %), но нет вооружения, 14 шт. — до 42 % готовности;

сентябрь: 1 танк готов, сдача задержана по независящим от завода причинам, 3 шт. — 85 %, 11 шт. — до 40 %;

октябрь: 1 танк готов, 3 шт. — 95 %, 1 шт. — 75 %, 1 — 15 %;

ноябрь: 1 шт. — отправлена в Москву, 2 шт. — 100 %, 3 шт. — 95 %, 1 шт. — 30 %, 1шт. — 15%;

декабрь: второй танк отправлен в Москву, сдано приемщику 3 танка, еще 3 шт. готовы 100 %, 1 шт. — 80%, 1 шт. — 50%, 1 шт. — 30%;

1921 г.

январь: отправлена еще 1 шт.;

февраль: закончена 1 шт.;

март: то же;

апрель: отправлено 5 шт., осталось 1 шт. — 100 %, 1 шт. – 97 %, 2 шт. — 85 %, 1 шт. — 45 %;

май: в основном готовы все, сдано приемщику 9 шт. Образцовый танк отремонтирован и используется в качестве трактора».

1 сентября 1920 г. комиссар Центроброни И. Х. Гаугель послал в Москву телеграмму следующего содержания: «Доношу, что 31 августа 1920 г. было произведено испытание на ходу первого танка...» Испытания продлились до 12 октября, после чего новый танк, обретший собственное имя «Борец за свободу тов. Ленин» отправился в подарок Льву Троцкому.

Согласно первоначальному плану, пять танков планировалось вооружить 37-мм орудиями, а десять — пулеметами. Но уже 31 октября 1919 года Бронеотдел ГВИУ обратился в Совет военной промышленности с письмом, в котором указывалось, что «вооружение танка одной 37-мм неавтоматической пушкой недостаточно для работы в условиях русского фронта, поэтому необходима еще и установка одного пулемета».

Орудия для танков поставлялись с Путиловского завода, где их ремонтировали. Из Москвы поступали пулеметы Гочкиса, снятые с захваченных у белых английских танков Однако вооружения на все танки не хватило. К 21 июня 1921 г., когда заказчику были сданы последние из заказанных танков, вооружены были лишь 12 машин: три — пушками, восемь — пушками и пулеметами, а для трех ни пушек ни пулеметов не хватило.

Боевая служба «Русских Рено» не изобиловала героическими примерами. Ни в каких боевых действиях гражданской войны они участия не принимали.

Перечень «имен» танков «Рено» выпуска Сормовского завода

№ Название

1 «Борец за свободу тов. Ленин»

2 «Парижская Коммуна»

3 «Карл Маркс»

4 «Лев Троцкий»

5 «Лейтенант Шмидт»

6 «Карл Либкнехт»

7 «Красный Борец»

8 «Красная Звезда»

9 «Пролетарий»

10 «Свободная Россия»

11 «Черноморец» (вооружения не имел)

12 ? (вооружения не имел)

13 «Буря» (вооружения не имел)

14 «Керчь»

15 «Победа»

После войны в различных печатных изданиях приводилось множество различных индексов сормовских «Рено»: «КС», «М» и др. В документах 20-30-х годов они именовались как «русские Рено», «Рено русские» или «танки «Фиат» (по марке установленного на них двигателя).

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
М. Коломиец, И. Мощанский, С. Ромадин. Танки Гражданской войны. Армада № 14. М., М-Хобби, 1999.
 
 
 
 

наверх