Появление броневых частей в Русской Армии относится к 1914 г. Несмотря на ограниченные возможности применения бронемашин и бронепоездов в условиях позиционного периода первой мировой войны, количество таких частей в ходе ее росло. К середине 1917 г. в русской армии насчитывалось 7 бронепоездов и 13 бронеавтодивизионов (около 300 бронемашин). Опыт организационного строительства и боевого применения броневых частей русской армии был весьма скромным и до середины 1918 г. практически не обобщенным. Все вопросы их создания и боевого использования командованию Красной Армии пришлось решать уже в ходе гражданской войны.
Начало формирования первых советских броневых частей относится к январю 1918 г., когда был учрежден Центральный Совет по управлению всеми автоброневыми частями республики («Центробронь»), на который возлагалось размещение заказов на постройку броневых автомобилей, а с апреля 1918 г. и броневых поездов однотипной конструкции. Кроме того, «Центробронь» решал технические, административно-строевые и агитационно-политические задачи, а также осуществлял подготовку кадров командного состава и младших специалистов.
Производством новой и ремонтом поврежденной броневой техники занимались крупные паровозо- и вагоностроительные заводы и автосборочные предприятия Центрального (Нижний Новгород, Коломна, Брянск, Москва) и Северо-Западного (Петроград) промышленных районов. Удельный вес заводов этих районов в производстве указанных видов продукции составлял примерно 64 %. Немаловажным фактором было и то обстоятельство, что размещались они в крупных пролетарских центрах, которые на протяжении всей войны находились вне зоны воздействия противника и рядом с сырьевой базой Центрального промышленного района. В ходе войны с целью поддержания броневой техники действующей армии в должном состоянии была развернута сеть стационарных и подвижных ремонтно-восстановительных баз на фронтах, использовались производственные мощности на освобожденной от белогвардейцев территории (Киев, Царицын, Пермь, Екатеринодар, Луганск, Екатеринослав и др.), а также крупные железнодорожные депо в прифронтовой зоне.
Гораздо сложнее решался вопрос с обеспечением заводов и ремонтных органов металлом, высококалорийными видами топлива, дефицитными материалами и квалифицированной рабочей силой. Затраты на изготовление броневой техники были довольно внушительными. Для бронирования бронепоезда требовалось 4,0 - 4,2 тыс. пудов брони, бронеавтомобиля — 100 - 150 пудов, танка — 250 пудов; затраты топлива на изготовление бронепоезда составляли 40 тыс. пудов нефти, танка — 15 тыс. пудов.
Заводы, получившие заказ на производство бронетехники, включались в «ударную программу» и ставились на централизованное плановое снабжение. Изыскание материальных средств велось по всей стране: собирались имевшиеся запасы автоброневого имущества и броневых плит, оставшихся от старой армии, трофейная техника и т. д. Проведенные мероприятия, безусловно, себя оправдали. За период с ноября 1918 по март 1921 г. только основными заводами, выполнявшими заказы правительства, было изготовлено 75 типовых бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 броневых автомобилей.
Темпы поступления броневой техники в Красную Армию возрастали. За время гражданской войны удалось обеспечить материальной частью формирование около 300 бронепоездов, свыше 80 автобронеотрядов, 11 автотанковых отрядов.
Количество броневых частей в Красной Армии неуклонно росло. К 1 октября 1918 г. было создано 23 бронепоезда и 38 автобронеотрядов; к 1 октября 1919 г. - 71 бронепоезд и бронелетучка, 50 автобронеотрядов; к 1 октября 1920 г. - 103 бронепоезда, 51 автобронеотряд и 11 автотанковых отрядов.
Наряду с типовыми бронепоездами командование фронтов, армий и даже соединений вплоть до середины 1919 г. широко использовало различные «бронеимпровизации», которые создавались в прифронтовой зоне силами рабочих железнодорожных мастерских и депо. Начиная с осени 1918 г. по август 1919 г. в боевых действиях Красной Армии участвовало около 30 таких бронепоездов. Они, по оценке Главкома С. С. Каменева, оказывали существенную поддержку войскам, особенно на тех направлениях, где части и соединения испытывали острую потребность в маневренных огневых средствах воздействия на противника.
Серьезную проблему в годы гражданской войны представляла подготовка кадров. Бронепоезда и броневые автомобили, которые являлись коллективными средствами борьбы, необходимо было укомплектовывать личным составом, обладающим высокими морально-боевыми качествами и военно-техническими знаниями. Каждый член команды бронепоезда, бронеавтомобиля или экипажа танка должен был сочетать в себе качества бойца и специалиста, а командир броневой части — общевойскового командира и технического специалиста. Подготовка кадров для броневых сил РККА осложнялась тем, что при общей низкой технической грамотности населения ее надо было провести в возможно короткие сроки. С этой целью команды бронепоездов стали формировать из революционных матросов, солдат и железнодорожников. Основу их составляли матросы. Они отличались высокими морально-боевыми качествами, умением сноровисто действовать в ограниченном броней пространстве, вести артиллерийский огонь с ходу. Команды броневых автомобилей укомплектовывались в начале 1918 г. из солдат автоброневых частей старой армии, а с февраля этого же года и за счет солдат-добровольцев, имевших военные специальности пулеметчиков, артиллеристов, шоферов. Центром формирования первых советских автоброневых отрядов стал Петроградский коммунистический бронеавтоотряд, созданный в начале 1918 г. В течение года здесь было подготовлено и отправлено на фронты 24 автоброневых отряда.
В мае 1918 г. в Москве открылась броневая школа по подготовке командиров бронечастей, а несколько позже был развернут Московский отдельный автоброневой отряд, где обучались младшие специалисты автобронечастей. Осенью утвердился простой и достаточно эффективный способ подготовки командных кадров и младших специалистов. Он заключался в том, что «Центробронь» (с августа 1918 г. — Центральное броневое управление.) осуществлял лишь переподготовку лиц, ранее прошедших обучение на курсах по смежным войсковым специальностям. Сам процесс переподготовки совмещался с формированием (переформированием) бронечастей на центральных базах, близких к заводам, изготовлявшим и ремонтировавшим бронесредства.
На базе Московского отдельного бронеотряда позже создается Гараж по формированию автобронеотрядов, а в Нижнем Новгороде развертывается Депо по формированию бронепоездов. Эти две войсковые организации готовили специалистов на вводимой в строй материальной части, формировали бронепоезда, автобронеотряды, и отправляли их в распоряжение Главного командования Красной Армии. Командный состав после обучения в броневой школе направлялся в основном на центральные базы, где после прохождения практики формировал свои части. Депо и Гараж подготавливали за 2 - 2,5 месяца в среднем 4 команды (две — для бронепоездов и две — для автобронеотрядов). Такие темпы явно не удовлетворяли потребности фронтов. Поэтому по инициативе реввоенсоветов фронтов и армий в ряде объединений создаются свои базы: 10-й армии — в Царицыне, 9-й — в Тамбове, 8-й — в Козлове, 12-й — в Новозыбкове. Руководили этими базами бронеотделы фронтов и инспекторы броневых частей армий. В феврале 1920 г. на базе Депо и Гаража развернулись запасные бригады: в Брянске — по формированию бронепоездов, в Москве — автобронеотрядов (а с сентября и по созданию автотанковых отрядов). Во вновь созданных бригадах формирование бронечастей было расширено, личным состав обучался по ускоренным программам.
Возросли возможности и фронтовых органов формирования. Все это позволяло с каждым годом пополнять броневые части подготовленными специалистами во все возрастающем количестве.
Части |
В процентах к числу личного состава |
Конец 1918 г. |
Конец 1919 г. |
Конец 1920 г. |
Бронепоезда |
45 |
58-60 |
71 |
Автобронеотряды |
45 |
до 64 |
80 |
Автотанковые отряды |
- |
- |
100 |
В ходе войны броневые части приобрели четкую организацию. Бронепоезда, автоброневые и автотанковые отряды представляли собой специальные войсковые части, предназначавшиеся для поддержки стрелковых и кавалерийских дивизий, бригад и полков.
В ходе войны организационное совершенствование броневых частей направлялось прежде всего на увеличение их огневой мощи, дальности и времени непрерывного воздействия на противника, увеличения численности боевых подразделений и подразделений боевого обеспечения, а также на сохранение боеспособности в случае повреждения техники. Изменение штатного состава броневых частей Красной Армии в 1918 - 1920 гг. показано в таблицах.
Все броневые части имели двойное подчинение: по вопросам боевого использования они подчинялись оперативному либо тактическому командованию, в техническом отношении — своим органам руководства в объединениях и центре.
В годы гражданской войны броневые силы, несмотря на незначительный удельный вес в армии (к концу войны — 0,41 %), сыграли важную роль в военных действиях. Они имели свои органы управления, формирования, собственную систему подготовки кадров, поддерживали прочные производственно-технические связи с промышленностью, вели научно-техническую и военно-теоретическую работу и др. Опыт организационного строительства броневых сил РККА в годы гражданской войны был использован впоследствии при создании самостоятельного рода сухопутных войск — советских бронетанковых и механизированных войск.
Бронепоезда полевого типа (ударные)
Штат и дата его утверждения |
Временный (от 16.10.1918) |
Приказ РВСР № 416 от 18.12.1918 |
Приказ РВСР №1208/229 от 27.07.1919 |
Тип «А» (приказ РВСР №1457/258 от 06.08.1920) |
Личный состав, чел |
95 |
136 |
172 |
162 |
в боевом подразделении |
71 |
98 |
137 |
137 |
в подразделении обслуживания |
24 |
38 |
35 |
25 |
Вооружение |
|
|
|
|
Орудий (снарядов) |
2 (400) |
2 (1.350) |
4 (1.200) |
4 (1.200) |
Пулеметов (патронов) |
12 (72.000) |
12 (216.000) |
16 (216.000) |
16 (216.000) |
Материальная часть |
|
|
|
|
бронепаровозы |
1 |
1 |
1 |
1 |
броневагоны (бронеплощадки) |
2 |
2 |
2 |
2 |
паровозы |
- |
1 |
1 |
- |
всего крытых вагонов и платформ |
5 |
16 |
12 |
23 |
Бронепоезда огневой поддержки и бронелетучки
Штат и дата его утверждения |
Бронелетучка тип «Канэ» (приказ РВСР № 468 от 10.03.1919) |
Приказ РВСР №1457/258
от 06.08.1920 |
Тип «Б» |
Тип «В» |
Личный состав, чел |
15 |
57 |
37 |
в боевом подразделении |
15 |
43 |
21 |
в подразделении обслуживания |
- |
14 |
6 |
Вооружение |
|
|
|
Орудий (снарядов) |
1 (80) |
2 (250) |
1 (160) |
Пулеметов (патронов) |
- (1.200) |
4 (24.000) |
2 (6.000) |
Материальная часть |
|
|
|
бронепаровозы |
- |
1 |
- |
броневагоны (бронеплощадки) |
1 |
2 |
1 |
паровозы |
1 |
- |
1 |
всего крытых вагонов и платформ |
- |
9 |
7 |
Автоброневые отряды
Штат и дата его утверждения |
Временный (от 09.09.1918) |
Приказ РВСР № 220 от 13.11.1918 |
Приказ РВСР №1057/129 от 07.06.1919 |
Приказ РВСР №1457/58 от 06.08.1920 |
Личный состав, чел |
86 |
100 |
101 |
88 |
в боевом подразделении |
57 |
60 |
61 |
66 |
в подразделении обслуживания |
29 |
40 |
40 |
22 |
Вооружение |
|
|
|
|
Орудий (снарядов) |
1 (1.000) |
1 (1.000) |
1 (1.000) |
1 (1.000) |
Пулеметов (патронов) |
8 (54.000) |
8 (54.000) |
8 (54.000) |
8 (54.000) |
Материальная часть |
|
|
|
|
пушечные бронеавтомобили |
1 |
1 |
1 |
1 |
пулеметные бронеавтомобили |
3 |
3 |
3 |
3 |
легковые автомобили |
|
4 |
4 |
4 |
грузовые автомобили |
|
5 |
5 |
5 |
грузовые специальные автомобили |
|
3 |
3 |
3 |
мотоциклы |
|
4 |
4 |
4 |
самокатов |
|
6 |
6 |
6 |
Автотанковые отряды
Штат и дата его утверждения |
Приказ РВСР № 905/160 от 28.05.1920 |
Приказ РВСР № 1458/259 от 06.08.1920 |
Тип «Б» |
Тип «С» |
Тип «М» |
Личный состав, чел |
81 |
113 |
109 |
89 |
в боевом подразделении |
58 |
79 |
75 |
55 |
в подразделении обслуживания |
23 |
34 |
34 |
34 |
Вооружение |
|
|
|
|
Орудий (снарядов) |
1 – 2 (860) |
2 |
- |
2 |
Пулеметов (патронов) |
12 – 14 (90.000) |
20 |
28 |
2 |
Материальная часть |
|
|
|
|
танки «Риккардо» |
1 |
4 |
- |
- |
танки «Тэйлор» |
1 |
- |
4 |
- |
танки «Рено» |
1 |
- |
- |
4 |
легковые автомобили |
3 |
3 |
|
|
грузовые автомобили |
4 |
4 |
|
|
грузовые специальные автомобили |
2 |
4 |
|
|
мотоциклы |
3 |
4 |
|
|
Железнодорожный подвижный состав |
|
|
|
|
паровозов |
1 |
1 |
|
|
большегрузных платформ |
3 |
4 |
|
|
всего крытых вагонов и платформ |
29 |
32 |
|
|
|