Танковый фронт

Английский дивизион

 

К этому времени на русском фронте появилась еще одна иностранная броневая часть — Броневой отряд Британского Адмиралтейства, сформированный офицером британского флота ко-мандором Оливером Локкер-Лампсоном на собственные средства. Отряд прибыл в Россию в мае 1916-го. В штат отряда, имевшего, кстати сказать, очень хорошее оснащение, входили 42 офицера, 524 солдата, 28 бронеавтомобилей, 22 грузовика, семь легковых и пять санитарных машин, три автомастерских, три станции радиотелеграфа, четыре автоцистерны (одна из них для воды), авто-кран, кухня и 47 мотоциклов.

Любопытная деталь по донесению русского офицера, прикомандированного к Броневому от-ряду Британского адмиралтейства, О. Локкер-Лампсон заявил, что «личный состав солдат и офицеров отряда составлен исключительно из трезвенников, поклявшихся не употреблять горячительные напит-ки во время нахождения их в России». В числе броневиков английского отряда были 12 пулеметных броневиков «Lanchester», 2 «Rolls-Royse», 11 броневиков «Ford» и 4 пушечных «Pierce-Arrow», вооруженных 57-мм пушками. Бронеавтомобили «Lanchester» и «Rolls-Royse» имели стандартное бронирование и вооружение, принятое в британской армии. Броневики «Ford», построенные специально для этого отряда на шасси легкового автомобиля «Ford T», имели полностью бронированную кабину и открытый кузов, в котором устанавливался пулемет за щитом.

Наибольший интерес из машин этого дивизиона представляет «Pierce-Arrow». В качестве базы для него использовалось шасси 5-тонного грузовика американской фирмы «Pierce-Arrow». Три броневика имели названия «Ulster», «Londonderry» и «Mountjoy». Машина «Ulster» была построена по типу тяжелого английского бронеавтомобиля «Seabrook» с пушкой, открыто установленной на платформе грузовика. Оригинальной формы бронекорпус трех других машин разработала фирма «W. G. Alien & Sons» в Тинтоне. За ополовиненной кабиной устанавливалась большая башня с 3-фунтовой пушкой, конструктивно подобная примененной на броневиках «Lanchester» и «Rolls-Royse». Угол обстрела орудия по горизонту составлял 300 градусов. Позади башни располагались два ящика со снарядами, закрытые с боков броней. Толщина брони на «Pierce-Arrow» достигала 9 мм, а боевая масса 9 тонн. В России одну машину модернизировали: с нее сняли башню и поставили 47-мм пушку за щитом. Это ухудшило защиту расчета, но позволило снизить массу броневика. Остальные броневики «Pierce-Arrow» предполагалось аналогично перевооружить в будущем, но до 1918 г. этого сделано не было. Однако вполне допустимо, что эти мероприятия были осуществлены позднее.

В июне 1916 г. английский бронедивизион отправили на Кавказ, где он находился до сен-тября, принимая участие в перестрелках с курдами, атаке турецких позиций у селений Пав и Кот ни, огневой разведке при селе Чавкиз и в некоторых других боевых стычках. Ограниченный характер действий столь мощной боевой части, каковой являлся английский дивизион, объясняется условиями рельефа местности на Кавказе. Русское командование уже осенью 1916 г. перебросило дивизион на Румынский фронт, где он принимал активное участие в боях совместно с 4-м автобронедивизионом Русской армии. В этих боях особенно хорошо зарекомендовали себя пушечные машины. Летом 1917 г. англичане участвовали в тяжелых боях, прикрывая отход наших войск из Галиции.

Октябрьский переворот застал дивизион в Курске, откуда личный состав и был эвакуирован в Англию в январе 1918 г. Вся техника попала в руки красных и активно ими использовалась. В частности, броневики «Lanchester» в январе 1918 г. направили в «революционный Южный диви-зион броневых автомобилей» на Украине. В феврале 1919 г. он был развернут в Броневой дивизион специального назначения при Совете народных комиссаров Украины. Машины прошли ремонт на Харьковском паровозостроительном заводе. В составе дивизиона мелись и два пушечных броневика «Lanchester». Весной 1919 г. дивизион принял участие в боях с частями атамана Григорьева, а летом — с махновцами. В районе железнодорожной станции Пологи один из броневиков «Lanchester» под командованием А. Рябцева атаковал махновский бронепоезд. В ходе артиллерийской дуэли броневик получил снаряд в башню и был выведен из строя. В это время другой «Lanchester» выстрелом из пушки подбил котел паровоза, после чего махновцы обратились в бегство. Что касается пушечных «пирсов», то на конец 1921 года две такие машины состояли на вооружении 16-го и 43-го автобронеотрядов Красной армии.


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 
 
 

наверх