Танковый фронт

Приказ НКО № 372 от 18 ноября 1942 г.

«Об установлении для водителей танков классов вождения»

Приказ
Народного комиссара обороны Союза ССР
№ 372
18 ноября 1942 г.
гор. Москва

Опыт боев показал, что успешные действия танков зависят в первую очередь от мастерства их водителей. Искусное управление танком, содержание его в постоянной готовности требует больших навыков и знаний.

С целью повышения подготовки механиков-водителей танков и поощрения лучших из них, особенно имеющих большой опыт боевых действий, установить следующие квалификационные категории:

  • мастер вождения танков;
  • водитель танка 1-го класса;
  • водитель танка 2-го класса;
  • водитель танка 3-го класса.

Порядок присвоения квалификации устанавливается прилагаемым положением.

Водителям танков выплачивать ежемесячно дополнительное вознаграждение:

  • мастеру вождения — 150 руб.;
  • водителю 1-го класса — 80 руб.;
  • водителю 2-го класса — 50 руб.

Квалификацию водителей танков закончить к 1 января 1943 г.

Народный комиссар обороны
И. СТАЛИН

 

Приложение

Утверждаю Зам. начальника ГАБТУ КА генерал-майор танковых войск
Коробков
15 ноября 1942 г.

ПОЛОЖЕНИЕ о квалификации водителей танков Красной Армии

1. Общая часть

1. К самостоятельному вождению танков могут быть допущены только те военнослужащие, которые имеют удостоверение механика-водителя Красной Армии.

Удостоверение механика-водителя является документом, определяющим квалификацию водителя танка.

2. Удостоверение механика-водителя выдается лицам начальствующего и рядового состава, имеющим установленную практику вождения и выдержавшим соответствующие испытания.

3. В зависимости от квалификации военнослужащим присваивается право и выдается удостоверение:

а) механика-водителя танка 3 класса;

б) механика-водителя танка 2 класса;

в) механика-водителя танка 1 класса;

г) мастера вождения танков.

2. Порядок присвоения квалификации

4. Присвоение квалификации механика-водителя производится только последовательно, начиная с механика-водителя 3 класса. Военнослужащие, удовлетворяющие требованиям настоящего Положения к моменту выхода его в свет, могут представляться соответственно для присвоения любой их 4 категорий водителя при обязательном соблюдении следующих требований:

а) механиком-водителем 3-го класса может быть военнослужащий прошедший обучение по программе подготовки механиков-водителей 3-го класса и выдержавший испытания в квалификационной комиссии;

б) квалификация механика-водителя 2-го класса присваивается механикам-водителям 3-го класса, имеющим практику вождения танков не менее 200 часов и выдержавшим испытания в квалификационной комиссии по программе для механиков-водителей 2-го класса.

Примечание. В частях действующей армии квалификация механика-водителя 2-го класса может присваиваться при наличии практики вождения в бою не менее 100 часов или 10 боевых танко-выходов по представлению командира отдельной части.

В случае присвоения квалификации механика-водителя 2-го класса в порядке настоящего примечания в удостоверении водителя делается отметка об обязательной последующей сдаче испытаний по программе механика-водителя 2-го класса, которая производится в период вывода части на отдых или доукомплектование;

в) квалификация механика-водителя 1-го класса может присваиваться механикам-водителям 2-го класса, выдержавшим испытания по программе для подготовки механиков-водителей 1-го класса и имеющим практику вождения не менее 300 часов.

Примечание. В частях действующей армии 200 часов вождения в бою или 20 боевых танко-вы-ходов.

Квалификация мастера вождения может присваиваться механикам-водителям 1-го класса, имеющим практику вождения не менее 400 м/час.

В частях действующей армии — 300 м/час или 30 боевых танко-выходов. Мастерам вождения вручается нагрудный знак «За отличное вождение».

5. При наличии аварий и поломок, происшедших по вине водителей, присвоение очередной квалификации может быть задержано на срок до удвоения установленной практики вождения.

Мотивированный отказ в присвоении очередной квалификации может последовать от прямых командиров водителя и квалификационной комиссии.

6. Присвоение квалификации производится для вождения танка определенной марки. Для получения права вождения танка иных марок военнослужащие обязаны дополнительно изучить устройство и иметь практику вождения этих машин не менее 5 часов. Лица, удовлетворяющие этим требованиям, проходят дополнительные испытания в части, о чем производится соответствующая отметка в удостоверении водителя.

7. Испытание лиц, представленных для присвоения квалификации водителя, производится комиссиями, объявленными приказом командира полка.

Результаты испытаний с оценкой и краткой характеристикой представляются в соответствующие штабы.

Звание водителя 3-го класса присваивается командиром полка, водителя 2-го класса — командиром корпуса, начальником АБТВ округа и заместителем командующего армии по АБТ войскам, водителя 1-го класса и мастера вождения — начальником управления боевой подготовки Главного автобронетанкового управления Красной Армии или заместителем командующего фронтом по АБТ войскам.

Взамен утерянного удостоверения водителя выдается дубликат.

8. Лишение водителей танков их прав на вождение производится лицами, имеющими право присвоения квалификации:

в случае осуждения водителя по суду;

за совершенные дисциплинарные проступки или аварии.

Начальник управления боевой подготовки АБТВ КА
генерал-майор Кривошеин

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
ЦАМО. Ф. 2. Оп. 920266с. Д. 3. Л. 173-175. Типографский экз.
 
 
 

наверх