Танковый фронт

Тигры в боях под Харьковом (март 1943 г.)

 

Впервые роты «тигров» штата K.ST.N. 1176d Ausf.B удалось опробовать в боях в ходе отражения советского наступления и последующего немецкого контрудара под Харьковом в феврале - марте
1943 года. В начале февраля в сюда начали прибывать части панцергренадерских дивизий СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», «Тотенкопф» и «Дас Райх», которые имели в своем составе по роте «тигров». Позже, уже в ходе немецкого контрнаступления, в бой вступили «тигры» панцергренадерской дивизии СС «Гроссдойчланд».

Первой прибыла под Харьков рота тяжелых танков дивизии СС «Дас Райх» - 10 «тигров» и 12 Pz. III Ausf. L. Она разгрузилась 1-2 февраля под Красноградом.

8 февраля в первом же бою погиб командир роты, a 11 февраля подорвался на мине один «Ткгр», который был захвачен частями Красной Армии (правда, через пять дней рота получила один «Ткгр» на пополнение).

Рота вела боевые действия до 21 марта 1943 года в районах Новомосковска, Павлограда, Лозовой, Береки и Харькова. При этом максимальное количество участвовавших в бою «тигров» не превышало 5 машин (чаще 2 - 4). Помимо «Тигра», захваченного частями Красной Армии 11 февраля, еще один танк был разбит артогнем 1 марта на подступах к Береке. Таким образом, с учетом полученной на пополнение одной машины потери роты тяжелых танков дивизии «Дас Райх» составляли 18%. За этот же период танкисты роты заявили об уничтожении 29 советских танков - 2,6 на один «Тигр».

7-9 февраля 1943 года в районе Мерефы разгрузилась 13-я рота тяжелых танков дивизии «Лейбштандарт Адольф Гитлер» - 10 «тигров» и 15 Pz. III Ausf. L. Через три дня - 12 февраля - один «Тигр» был разбит советским артогнем в районе Мерефа, еще один сожжен артогнем 5 марта. Тяжелые танки «Лейбштандарта» участвовали в боях под Берекой, Валками, Харьковом и Белгородом до 22 марта 1943 года. При этом, начиная с 8 марта в боях участвовало от 1 до 4 машин (а в некоторые дни вообще ни одного) - остальные периодически находились в ремонте. По докладу командира роты с 12 февраля по 22 марта 1943 года «тигры» уничтожили 21 танк противника, причем среди них упоминался даже один КВ-2. (Уж где они его нашли, остается только гадать. Может быть, машина стояла брошенной с 1941 года). Таким образом, на один «Тигр» приходится 2,1 уничтоженный танк противника (если считать цифру в 21 верной), свои безвозвратные потери составили 20% первоначальной численности.

Рота тяжелых танков панцергренадерской дивизии СС «Тотенкопф» - 10 «тигров» и 15 Pz. III Ausf. L - прибыла в Полтаву 16 февраля 1943 года. Ее «тигры» действовали до 21 марта под Красноградом, Павлоградом, Лозовой и Харьковом. При этом рота ничего не сообщала об уничтоженных танках противника, хотя безвозвратно потеряла один «Тигр», разбитый 20 марта у деревни Ивановка. Кроме того, два «тигра» провалились под лед и были отправлены на капитальный ремонт в Днепропетровск (для эвакуации каждой машины потребовалось от пяти дней до двух недель и усилия нескольких 18-тонных тягачей и танков). С момента начала боев за Харьков (10 марта 1943 года) в боях участвовало не более 3 «тигров» из роты дивизии «Тотенкопф».

Последними прибыли под Харьков «тигры» панцергренадерской дивизии «Гроссдойчланд». 17 февраля 1943 года ее 13-я рота тяжелых танков (9 «тигров») начала разгрузку в Полтаве, а 7 марта рота вступила в бой в районе Чутово - Коло-мак. Впоследствии они действовали у Ко-вяги, Старый Мерчик, Богодухов, Грайворон, Белгород, Стрелецкое. При этом число участвовавших в боях «тигров» постепенно сокращалось - если 7 марта их было восемь, то 11 -го уже шесть, 12-го четыре, 16-го только один, а к 21 марта (моменту окончания боев) все машины находились в ремонте.

Небезынтересно привести несколько документов о боевых действиях «тигров» дивизии «Гроссдойчланд» в этих боях. Так, штаб этого соединения 3 апреля 1943 года докладывал следующее:

«1. За период 7-20 марта 1943 года было подбито 250 Т-34, 16 Т-60/Т-70, 3 КВ-1.

2. Из них:

188 подбиты Pz.IV lang;

41 подбиты StuG 75 lang;

30 подбиты Pz.VI (Tiger);

4 подбиты 7,5-см орудиями ПТО на механической тяге;

4 подбиты 7,5-см противотанковыми САУ;

1 подбит прямым попаданием из тяжелого пехотного орудия;

1 подбит зарядом взрывчатки.

К началу боев танковый полк «Гроссдойчланд» имел 5 Pz. II, 20 Pz. III 5 cm L/60, 10 Pz. IV 7,5 cm L/24, 75 Pz. IV 7,5 cm L/43,9 Pz.VI 8,8 cm L/56, 2 Pz. Bef 5 cm L/42, 26 Flammpz. Безвозвратные потери составили: 1 Pz. III 5 cm L/60,1 Pz. IV 7,5 cm L/24,11 Pz. IV 7,5 cm L/43 и 1 Pz. VI.

3. Нельзя сказать, что броня русских танков стала хуже по качеству, но она выглядит темнее и грубее обработана. Видно, что танки произведены в спешке, так как не заметно признаков подгоночных работ. Башни танка Т-34 собраны из нескольких деталей. На многих танках Т-34 броня выполнена из 2-х 1-см стальных листов с 6-см чугунным заполнителем между ними*.

* Довольно странное заявление, возможно, речь может идти о литых башнях Т-34, хотя они не имели толщины 80 мм

4. Командование русскими танками в целом слабое, несмотря на то, что у них в каждом танке находится по офицеру. Обученность и моральный дух экипажей русских танков заметно упал. Их подготовка обычно ведется на танковых заводах. Точность стрельбы с места и с коротких остановок хорошая. Радиосвязь по всей видимости улучшилась (за счет установки американских радиостанций). Заметно, что при появлении «тигров» русские начинают паниковать.

В общем, русские не могут проводить сосредоточенных танковых атак. Вместо этого они атакуют 4-9 танками и вводят в бой подкрепления при помощи радио по которому часто передается неверное положение дел, для того чтобы поднять боевой дух танковых экипажей.

5. Очень хорошо против русских танков работает охват во время их наступления. «Тигры» особенно хорошо использовать для таких случаев. Когда русские оказываются охваченными с флангов или с тыла, они теряются и не способны организовать эффективной обороны. В этот момент их очень легко уничтожить.

В дополнение к роте танков «Тигр» в танковом полку нам следует стараться придавать 3-4 «тигра» (без приданных Pz. Kpfw. III с 5 см пушкой) каждому танковому батальону. Это было бы желательно так как «Тигр» хорошо приспособлен для прорыва укрепленных полос обороны с противотанковой артиллерией и к тому же хорошо «выбивает» наступающие вражеские танки которые открываю стрельбу с больших дистанций в момент их остановки.

В основном боезапас русских танков составляет 100 выстрелов к орудию (75 фугасных и 25 бронебойных). Качество боеприпасов хорошее. Бронебойные снаряды кроме проникающего еще и обладают фугасным заброневым действием. Зачастую все члены экипажа наших танков получают серьезные ранения, если бронебойный снаряд пробивает танковую броню.

Наши собственные бронебойные снаряды исключительно эффективны и очень точны. Напротив, кумулятивные снаряды имеют большое рассеивание и могут применяться на дистанциях до 500 метров. Попасть ими на большей дистанции возможно только при большом расходе боеприпасов, но при этом достигается хороший поражающий эффект. Но наши танкисты не доверяют этому типу снарядов, и было бы желательно, чтобы увеличилось количество бронебойных снарядов».

Легко заметить, что доля «тигров» в уничтожении танков противника весьма скромна - всего 30 машин (11%), а львиная доля приходится на Pz. IV - почти 70%. Если посчитать количество уничтоженных боевых машин противника на одну единицу, то это составит примерно 2,5 танка на один Pz. IV и 3,3 танка на один «Тигр». Число безвозвратно потерянных машин обеих типов практически одинаково - 11% у «тигров» (один из девяти) и 15% у Pz. IV (11 из 75 с пушкой L/43). Таким образом, боевая эффективность «тигров» дивизии «Гроссдойчланд» в мартовских боях 1943 года была соизмерима с эффективностью «четверки», и ни о какой значимой роли новых немецких тяжелых танков в этих боях говорить не приходится.

Небезынтересно привести доклад командира 13-й танковой роты танкового полка дивизии «Гроссдойчланд» об использовании «тигров» в боях с 7 по 19 марта 1943 года в районе Полтава - Белгород.

«Недавнее использование в боях танков «Тигр» выявило большую необходимость в них. Рота танков «Ткгр» - самостоятельное подразделение внутри танкового полка в добавок к двум танковым батальонам. Благодаря очень хорошей броневой защите и мощному вооружению девяти танков «Тигр», нам стало ясно, что это подразделение должно действовать в авангарде. Кроме того, предполагалось использовать отдельные танки для ведения разведки.

Pz. Kpfw. VI приходилось действовать без всякого технического обслуживания и даже подолгу не менять масло. Это связано с тем, что в течение дня танки находились в бою, а ночью - в охранении, что делало невозможным проведение необходимых регламентных работ. Это приводило к появлению первых технических неполадок уже через 5-6 дней боев. Естественно, если бы танки обслуживались в штатном режиме, данных проблем удалось бы избежать.

Серьезные поломки возникали в ходовой части и в меньшей степени в работе синхронизаторов коробки перемены передач. Вторая проблема частично была связана с необходимостью своевременной замены трансмиссионного масла - его смазывающие свойства сильно уменьшались из-за чрезмерного «пере-крута» двигателя и больших перепадов температуры. Неисправности двигателя в некоторых случаях происходят из-за механических поломок.

Для такого сложного танка как Pz.Kpfw. VI необходим серьезный уход и техническое обслуживание, устранение механических поломок должно осуществляться, как только появятся первые признаки неисправности. Для обеспечения этого требуется срочно придать вторую танковую роту «тигров» танковому полку. Таким образом будет возможно использовать оба подразделения «тигров» по-разному. Может возникнуть необходимость объединить 2 роты «тигров» вместе в танковом полку, что более целесообразно, чем придавать каждому танковому батальону по роте. Кроме того, в то время как одна рота выполняет задачи боевого авангарда при прорыве обороны противника, вторая находится в полковом резерве и проходит техобслуживание. Придание каждому танковому батальону роты «тигров» как тяжелой танковой роты не меняет текущего положения дел, так как каждый танковый батальон будет стремиться по максимуму использовать тяжелые танки. Это приведет к тому, что тяжелые танки будут задействованы постоянно и не останется времени для их ремонта и обслуживания. Такой сложный танк как «Тигр» должен эксплуатироваться и обслуживаться как боевой самолет Люфтваффе. Только когда мы сможем гарантировать подобный уровень обслуживания, «Тигр» зарекомендует себя как экстраординарное оружие.

Танки Pz. Kpfw. III как часть роты танков «Тигр». Предыдущие бои также показали что Pz. Kpfw. III, изначально предназначавшийся для прикрытия «тигров», не обеспечивает выполнение этой задачи. Огневые средства противника предпочитают обстреливать его, нежели «Тигр». К тому же есть возможность увеличить число боеспособных танков в роте путем комплектования рот танками только одного типа. Очень неэффективно и сложно организовывать снабжение запчастями и ремонт для роты «тигров», так как необходимо доставлять запчасти и для Pz. Kpfw. III в нагрузку к сложностям, связанными с запчастями для «тигров». В этом случае наиболее приемлемым было бы изменение штатов роты за счет ее укомплектования только одним типов танков - Pz. Kpfw. VI.

Инженерный взвод. В большинстве случаев во время атаки не представляется возможным разведать броды через реки или грузоподъемность мостов из-за нехватки хорошо подготовленных специалистов. Было бы полезно использовать инженерный взвод на полугусеничных бронетранспортерах в составе роты танков «Тигр». В этом случае инженерный взвод мог бы взять на себя восстановление мостов, подготовку переправ через реки и расчистку минных полей. Предполагаемая матчасть для этого взвода: один бронетранспортер Sd. Kfz. 250, шесть Sd. Kfz. 251 и три полугусеничных грузовика.

Общие и технические выводы. Во время проведения разведки 2 «тигра» столкнулись с 20-ю русскими танками по фронту, и еще несколько танков противника атаковало их сзади. В ходе этого боя стало ясно, что вооружение и броневая защита «тигров» достойны высочайшей оценки. Обе машины получили 10 и более попаданий снарядов (в основном 7,62-см бронебойных) с дистанций 500 - 1000 метров. Броня выдержала этот обстрел со всех сторон, ни одного пробития не было. Попадания в ходовую часть (некоторые балансиры опорных катков были вырваны) не привели к потере подвижности «Тигра». Пока снаружи по броне непрекращающимся градом «колотили» 7,62-см бронебойные снаряды, экипаж танка спокойно выбирал цели, прицеливался и стрелял. Тонкие струйки дыма с запахом сгоревшей краски в месте попаданий в «Тигр», втягиваемые вентилятором, свидетельствовали об его обстреле. Окончательный результат боя - 10 танков противника выведено из строя двумя «тиграми» в течение 15 минут.

Попадание с первого выстрела обычно достигается на дистанциях 600 -1000 метров. На этих дистанциях 8,8 см бронебойный снаряд пробивает лобовую броню Т-34 во всех случаях, причем после этого он еще может вывести из строя двигатель танка. В некоторых редких случаях Т-34 загорались, будучи подбитыми в лоб. В 80% случаев выстрелы на этих расстояниях пробивали борта, что вызывало возгорание топлива в баках. Даже на дистанциях 1500 метров и далее при благоприятных погодных условиях возможно поразить Т-34 с минимальным расходом боеприпасов. Эксперименты по обстрелу танка Т-34 фугасными снарядами не проводились из-за их малого количества в настоящее время.

Подвижность. Один раз два «тигра» преследовали пять танков Т-34, при этом дистанция между ними составляла 2 км. «Тигры» не смогли приблизится ближе, даже учитывая тот факт, что снежный покров был небольшим, а грунт твердым. Но это не означает, что «Тигр» менее подвижен чем Т-34. «Тигр» хорошо выполняет функции танка прорыва, потому что он обладает хорошей подвижностью. Относительно быстрый для тяжелого танка разгон вызывает удивление, и это качество очень важно для использования его в передовых подразделениях. Снежный покров глубиной до 1,5 метра не является для него препятствием.

Двигатель. Температура охлаждающей жидкости на прогретом двигателе составляет в среднем 60? С после того, как все обогреватели боевого отделения и отделения управления были сняты со всех танков «Тигр». После этого двигатели больше не «плюются» огнем, и воздух поступает в достаточном количестве. Двигатели требуют повышенного внимания для того, чтобы они запускались плавно и без проблем. Иногда, после долгой работы, пламя высотой 50 см вырывается из выхлопных труб, и его может быть видно ночью с большого расстояния.

Вооружение. 8,8-см пушка доказала свою эффективность и надежность. Работа электроспуска не вызывает нареканий. Фугасными снарядами была обстреляна движущаяся артиллерийская колонна противника с дистанции 5000 метров, при этом прямое попадание было обеспечено третьим выстрелом*. Лошади и люди немедленно залегли. Бронебойным снарядом достигается пробитие брони танка Т-34 на дистанциях 1500 метров и более с минимальным расходом боеприпасов.

* Стрельба из танка «Тигр» фугасным снарядом была возможна на дистанцию до 5000 м при использовании артиллерийского квадранта наводчика, входившего в комплектацию каждой машины.

 

Бронирование. Во всех случаях броня устойчива к обстрелу 7,62-см бронебойными и фугасными снарядами. Однажды 7,62-см бронебойный снаряд попал в основание командирской башенки - ее оторвало по сварному шву и вывернуло с основания. Снаряд также разорвал башенку на 2 части. Крепления смотровых приборов вырвало целиком, при этом командир танка был тяжело ранен.

После первых же боев «тигров» дымовые гранатометы с танков демонтировали. Дело в том, что они часто срабатывают от попаданий в них пуль и осколков. В этом случае экипаж вынужден немедленно покинуть машину, так как дым поступает в боевое отделение. Один раз механик-водитель даже погиб от отравления дымом.

Преодоление водных преград. Почти во всех случаях, когда «тигры» преодолевали броды глубиной до 1 метра, внутрь танков заливалась вода, несмотря на то что, все люки в днище были закрыты. После выхода на берег вода выливалась из всех отверстий в корпусе «Тигра». А так как в большинстве случаев эти танки не могут воспользоваться мостами и вынуждены искать броды, срочно необходимо сделать так, чтобы они могли преодолевать водные преграды глубиной до 1,3 метра*.

* Довольно любопытный факт, не соответствующий заявлениям некоторых авторов о том, что первые 495 серийных «тигров» были оборудованы приспособлениями для преодоления водных преград по дну.

Исключив из внимания известные «детские болезни», следует сказать, что «Тигр» продемонстрировал свои боевые качества, которые по сравнению с Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV значительно возросли.

Если вовремя проводить мероприятия по ремонту и обслуживанию (примерно один день техобслуживания на три дня боев), то даже при настоящем положении дел «Тигр» может добиваться исключительных успехов. Но необходимо срочно командировать в отделения обслуживания лучших ремонтников, опытных механиков-водителей и грамотных технических специалистов. Основной упор при подготовке механиков-водителей следует делать на знания взаимодействия частей, узлов и механизмов танка, а также получение навыков ухода и обслуживания «Тигра» по мере роста его пробега. Опыт вождения не столь важен. Как только механик-водитель поймет основы работы со штурвалом и коробкой перемены передач, он сможет грамотно водить танк».

Подводя итог боевых действий рот «тигров» под Харьковом в феврале - марте 1943 года, можно с уверенностью сказать, что никакой решающей роли они не сыграли. Общее число уничтоженных ими танков противника (по немецким данным) составляло 80 единиц, что составляет 2 танка на один «Тигр» (всего в боях под Харьковом участвовало 40 Pz. VI). Свои безвозвратные потери были весьма ощутимы - 8 машин (6 безвозвратно потеряно плюс 2 провалившихся под лед и потребовавших капитального ремонта), то есть фактически рота (20% от общего числа участвовавших). Кроме того, довольно большая часть «тигров» получила серьезные боевые повреждения и требовала длительного ремонта (по мнению автора таких машин могло быть до 40%). Кроме того, часть «тигров» выходила из строя по техническим причинам. Танк был очень сложным в эксплуатации, механики-водители не имели достаточного опыта и при совершении длительных маршей в ходе февральских - мартовских боев 1943 года многие из «тигров» ломались, застревали на труднопроходимой местности (пример этого - провалившиеся под лед машины дивизии «Тотенкопф»). В результате этого к концу боевых действий в ротах тяжелых танков имелось всего по 1 - 3 исправному Pz.VI. Таким образом, без сомнений, новые немецкие тяжелые танки не внесли какого-либо существенного вклада в боевые действия под Харьковом в феврале - марте 1943 года.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
Коломиец М. «Тигры» на восточном фронте. От Ростова до Курской дуги // Фронтовая иллюстрация № 6, 2005. Издательство КМ.
Лобанов А. В. Танковые войска Гитлера. Первая энциклопедия Панцерваффе. М.: Яуза: Эксмо, 2010.
 
 

наверх