Танковый фронт

Малайя и Сингапур 1941 - 1942 гг

 

7 декабря 1941 г. начались две крупные операции — по вторжению на Филиппины и в Малайю.

Для операции в Малайе японцы выделили довольно значительные силы, что было вызвано как стремлением Японии укрепить свои позиции на континенте, где все еще шла войны с Китаем, так и планами дальнейшего завоевания восточной Индии (позднее эти территории были «отведены» Японии германо-итало-японским соглашением от 18 января 1942 г.). Японская 25-я армия генерал-лейтенанта Ямасита Томоюки, вторгшаяся в Малайю, имела кроме трех пехотных дивизий и одиннадцати артиллерийских дивизионов еще и 211 танков в составе 1-го, 6-го и 14-го танковых полков. Тут были и устаревшие, и относительно новые танки. 1-й танковый полк полковника Мукаида и 6-й полк полковника Кавамура на начало операции имели легкие танки Тип 95 «Ха-го» и средние Тип 97 «Чи-ха» (так, в 6-м полку — 37 танков Тип 97 и 20 Тип 95), 14-й полк полковника Кита — только легкие Тип 95. Всего легких танков Тип 95 в трех полках было 85 штук. Стоит признать, впрочем, что по японские силы имели существенное превосходство над англо-австрало-индийскими разве что в количестве самолетов.

Но вот наступление на Сингапур с севера, т.е. со стороны суши через Малайю британское командование считало невозможным, тем более с использованием танков. Японцы считали иначе. Утром 8 декабря 1941 г. они высадили морской десант на северном побережье полуострова Малакка. Первый эшелон десанта включал: восточнее Сингора — 6 пехотных батальонов 5-ой пехотной дивизии, 4 артиллерийские батареи и 3 танковых роты, западнее устья р. Паттани — 3 пехотных батальона, 2 батареи и 1 танковую роту. Во втором эшелоне находились 4 танковые роты с дивизионом тяжелой артиллерии. Остальные силы 5-й дивизии, гвардейской. 18-й и 56-й пехотных дивизий высаживались третьим, четвертым и пятым эшелонами. При подготовке к вторжению 5-я пехотная дивизия была полностью моторизована, что должно было способствовать стремительности действий.

Пересеченная, покрытая джунглями местность Малайи сковывала движение машин, двигаться им приходилось в основном колоннами по редким дорогам. В этих условиях танки использовали еще и как транспортное средство, укладывая имущество на их корме (легкий груз пехотинцы везли на специальных тачках). Для маскировки экипажи крепили на корпусах и башнях «юбки» из пальмовых листьев или другой растительности. На лобовом и кормовом листах корпуса постоянно были уложены тросы, заранее закрепленные на буксирных серьгах. 25-я армия быстро продвигалась по двум направлениям к югу — к Сингапуру. В Северозападную Малайю японские силы двигались по двум дорогам — два полка, усиленные танковым батальоном, направлены из Синьоры к позициям англичан у Джитры, а 42-й пехотный полк — из Паттани на Керох. Потери танков были незначительны, чему опять же немало способствовал недостаток противотанковых средств у англо-индийской колониальной армии (либо пассивность этих средств там, где они имелись) и господство японской авиации в воздухе.

Уже 11 декабря танки 1-го танкового полка вместе с частями 5-й пехотной дивизии атаковали линию обороны у Джитры — позиции, наспех возведенные англо-индийскими частями 11-й британской дивизии и перехватывавшие переправу через р. Бата и проселочную дорогу из Сингоры в Сунгей-Патани — узел шоссейных и железных дорог. Оборону держали около девяти пехотных батальонов при 90 танках и бронемашинах. Главную роль тут сыграли атаки японской пехоты, а не танков, но последние довольно удачно использовались как для поддержки пехоты и подавления огневых точек, так и для растаскивания завалов на дороге. Командир 15-й британской бригады вынужден был ввести в бой не только все свои резервы, но и резервы соседней 28-й бригады. И все же англичане и индийцы вечером 12 декабря начали отход с этой линии. Преследуя противника, японцы старались использовать и трофейный транспорт — передовые подразделения пехоты, например, двигались на английских мотоциклах и грузовиках. Интересно, что некоторые трофейные грузовики оказались без шин, но японцы извлекали выгоду и из этого — двигаясь на ободах, грузовики производили шум, похожий на движение танков, что не раз понуждало многочисленных новобранцев из индийских частей к паническому бегству. В то же время японские танки и бомбардировщики неоднократно наносили удары по отступающему противнику. Когда англичанам удалось подорвать мост через реку Кедах, японцы 13 декабря перебросили на противоположный берег легкие танки и грузовые автомашины по быстро возведенной из деревьев временной переправе и захватили Алор-Стар — главный город провинции Кедах. 15 декабря японская пехота, поддержанная танками, атаковала спешно возведенные англичанами полевые укрепления у Гуруна. Перед атакой удар по обороняющимся нанесли японские бомбардировщики, затем практически с марша атаковала пехота, за которой двигались танки, обстреливая огневые точки англичан. Позиции англо-индийских войск и здесь были вскоре прорваны.

Одновременно части той же японской 5-й дивизии, усиленные танками и артиллерией, двигались вдоль дороги на Грик и Ленггонг, создавая угрозу окружения англо-индийских частей.

В начале января англо-индийские войска отошли к Слим-Ривер для прикрытия провинции Силангор и аэродромов в районе столицы Майлайи г. Куала-Лумпур. Японцы же продолжали наступление. В бою за Слим-Ривер, разыгравшемуся 6-8 января, японцы использовали 17 средних танков Тип 97 «Чиха» и 3 легких Тип 95 «Ха-го» под командованием майора Хаджими Шимада в ночных атаках. В составе 6-го танкового полка действовали и малые танки Тип 94. По свидетельству англичан, появление японских средних танков 6-го танкового полка 7 января 1942 г. севернее Слим-Ривер «внесло неописуемое смятение». Вдоль шоссе наступление вел 42-й пехотный полк 5-й дивизии, усиленный одной танковой ротой. При этом в распоряжении оборонявшейся британской 11-й дивизии было около 1400 противотанковых мин и полк противотанковой артиллерии. Однако на поде боя было использовано всего 24 мины, а артиллерия в сражении участвовала мало. Правда, англичане, пользуясь тем, что японцы двигались колонной только вдоль дороги, построили эшелонированную оборону на много километров вглубь в виде засад и заграждений. Но японцы, действуя при свете луны и сочетая движение танков и автомашин вдоль дороги с действиями небольших обходящих групп пехоты, часто легко успевали разобрать завал и сбить засаду. В ночь на 8 января рота японских танков прорвалась вдоль дороги через плохо организованную оборону и быстрым броском захватила мост на дороге, проходившей почти в 20 милях за линией фронта. Стоявшие у дороги две батареи противотанковых пушек британского 137-го полка настолько не ожидали появления японцев, что танки японского передового отряда (пехотный батальон с танковой ротой) лишь задержались на несколько минут, чтобы расстрелять и раздавить пушки. У моста через реку японские танки встретила батарея зенитных орудий и взвод английских саперов, которые готовили мост к взрыву. Подавив батарею и отогнав саперов огнем, японцы оставили один танк сторожить мост и двинулись дальше. Через четыре километра они столкнулись со свежим 155-ым английским полком, который шел в подкрепление 28-ой бригаде. Японским танкам удалось разгромить штаб полка и смять его передовые роты, однако артиллеристы успели выкатить на шоссе орудие и прямой наводкой подбить передний танк. Остальные танки отошли за реку. Это позволило британцам наконец взорвать мост, но после этого их же подразделениям приходилось отходить с занятого японцами северного берега по остаткам моста.

То есть в течение ночи и утра японскому передовому отряду в составе роты танков и батальона пехоты удалось фактически разгромить 11-ую британскую дивизию. В районе Слим-Ривер японские танки не только прорвали британскую оборону, но и захватили богатые трофеи, включая исправные бронеавтомобили и легкие БТР. Потери британских сил составили около 4 тыс. человек, японских — 6 танков и небольшое число убитых и раненых. А 11 января японцы взяли Куала-Лумпур. Переправляясь 16 января через р.Муар, японцы перевезли легкие танки с помощью дерзко захваченного у англичан моторного понтона.

Достигнув Джохорского пролива, отделяющего Сингапур от Малайзии, японцы начали операцию по захвату Сингапура. 8 февраля танки 1-го танкового полка вместе с частями 5-ой и 18-ой дивизий и 21-м дивизионом тяжелой полевой артиллерии под сильным артиллерийским огнем преодолели пролив. 9 февраля через Джохорский пролив по железнодорожной дамбе прошли танки 14-го танкового полка, приданные гвардейской дивизии. Японцы быстро захватывают аэродромы и водохранилища острова. К вечеру 10 февраля японская 18-я дивизия подошли к деревне Букит-Тима. и в течение ночи при поддержке танков продвинулась ещё дальше. Того же 10 февраля японская 5-ая дивизия занимает Панджанг на восточном побережье Сингапура, 14 февраля ей придана танковая группа, и 15 февраля дивизия с танками, захватив кладбище, являвшееся ключевой позицией обороны, начинает атаку в южном направлении, на крепость Сингапур.

Британские части еще оказывают сопротивление — 12 февраля, например, им удается задержать японские танки с частями 18-й дивизии на дороге от Букит-Тима на Сингапур, но следовавшая за танками японская пехота сбила англичан с их позиций и подошла непосредственно к крепости. 15 февраля британские войска в Сингапуре капитулировали.

В ходе этой операции японские войска превзошли противника способами организации и веления боевых действий, способностью достигать внезапности, выучкой и выносливостью войск, а не количественным превосходством. Танки сыграли в этой победе большую роль. Заметим, что сухопутные войска старались приступать к активным действиям после завоевания японской авиацией господства в воздухе, а продвижение сухопутных войск на суше согласовывалось с действиями военно-морских сил.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
Федосеев С.Л. Японские танки Второй Мировой - М: ВЭРО Пресс; Яуза; ЭКСМО, 2010.
 
 
 

наверх