Танковый фронт

Поставки иностранной бронетанковой техники в Румынию

 

Renault FT-17. Исторически сложившиеся условия сделали Францию главным поставщиком всей бронетанковой техники для румынских вооруженных сил, еще начиная с 1919 г., когда в результате сотрудничества между двумя странами, 76 танков Renault FT-17 фактически стали основой для первого танкового батальона королевства. Примечательно, что 48 танков из этого числа имели пушечное вооружение (37-мм орудие), а остальные - лишь пулеметное.

В период после Первой Мировой войны румынские специалисты пытались обновить имеющиеся танки, обеспечив капитальный ремонт части из них и, видимо, даже замену у некоторых пулеметного вооружения на орудийное (завод «Леонида» и армейский аресенал в Бухаресте), а с началом Второй Мировой из этих танков был создан отдельный (учебный) батальон для несения охранной службы на стратегических объектах Румынии в Бухаресте, Плоешти, Сибиу и Резите. При этом, следует учитывать, что часть машин в 1941 г. была сосредоточена во 2-м отд. танковом полку, и вполне возможно, также в виде одного из двух батальонов этой части.

Ceskomoravska Kolben-Danek - Praqa AH-IVR - R-1. Вечные споры с ближайшими соседями, которые, кстати, и стали основной причиной появления у гитлеровской Германии очередного сателлита, привели к тому, что во второй половине 1930-х гг. руководство страны начало искать новых поставщиков. С учетом скромных возможностей военного бюджета и объективно сложившегося размещения производительных сил в Европе, а также принимая во внимание безрезультатные переговоры с британскими и французскими фирмами по поводу заказа легкого танка для кавалерийских соединений, выбор пал на знаменитую фирму «ЧКД», которая уже в то время освоило новый подход в своем развитии и занималось производством самой разнообразной продукции, в буквальном смысле, «от булавки до локомотива».

С 1936 по 1938 г. включительно, чешская «ЧКД» поставляла экспортные варианты своей танкетки AH-IV в Швецию, а также в Иран. Третьим и последним, в последующее десятилетие, покупателем стала Румыния.

Первые контакты по этому поводу с чешскими представителями начались еще в 1933 г., но только в начале 1936 г. Румынская миссия по закупке вооружений в лице соответствующей делегации появилась в Чехии для проведения полномасштабных переговоров с обеими фирмами, которые могли разрешить проблему производства нескольких десятков машин - «Шкода» и «ЧКД». Участие в этом процессе представителей «Шкоды» было закономерным, поскольку, сами чешские предприятия были связаны специальным картельным соглашением, согласно которому прибыль от продаж продукции распределялась в виде 60 % для «Шкоды» и 40 % для «ЧКД».

После согласования вопроса с военным министерством Румынии, которое 8 января 1936 г. отправило в Чехию официальный заказ, но лишь 1 апреля 1936 г. военные чиновники сообщили о своем окончательном положительном решении, о чем уже 3 апреля 1936 г. был подписан специальный протокол между поставщиками и премьер-министром Румынии. В последующие несколько месяцев, фирма «Шкода» сделала все, чтобы получить полное преимущество в борьбе с конкурентом, поставив также вопрос о закупке легких танков LT vz.35, вариант которого в исполнении «ЧКД» уступал машинам, произведенным «Шкодой». Румыны, заинтересованные, прежде всего, в этих легких танках, также приняли это обстоятельство во внимание.

Наконец, в мае 1936 г. румынское руководство сделало выбор в пользу «Шкоды», а 6 августа был подписан контракт, по которому танкетки R-1, все-таки, остались за «ЧКД». Именно при таких обстоятельствах, в румынскую армию было поставлено 35 танкеток CKD - Praga AH-IVR, получивших обозначение R-1.

Отметим, что чешские танкетки для Румынии были сразу же доработаны с учетом пожеланий заказчика, который изначально планировал их использовать в разведывательных подразделениях кавалерийских соединений. При этом, румыны выдвинули достаточно жесткие требования в отношении всех технических параметров, и не подтверждали официальное получение до тех пор, пока не будут выполнены все необходимые работы: 27 сентября 1937 г. первая партия из 10 машин была готова и три дня спустя была поставлена в Румынию для участия в маневрах, в которых техника и экипажи показали себя с самой лучшей стороны, но отправлена назад на родной завод для окончательной доработки. В это время были закончены работы и над остальными танкетками (серийные номера 11 - 35). 23 ноября 1937 г. были проведены испытания на заводе, и только в апреле 1938 г. техника окончательно поступила в Сибиу, где находился кавалерийский учебный центр румынской армии.

Впоследствии, непосредственно перед началом войны с СССР, механизированные разведэскадроны 5-й, 6-й и 8-й кавбригад получили по 6 таких танков (три машины в каждом взводе), а соответствующие подразделения 1-й, 7-й и 9-й кавбригад - по четыре R-1. Более детально о том, какой путь прошли танкетки, прибыв в Румынию, и в каких подразделениях использовались в дальнейшем, - в следующих разделах.

Румыны очень хотели наладить собственное, лицензированное, производство этой техники, однако завод Melaxa, успешно проведший все переговоры и получивший всю документацию, не смог даже близко подойти к планируемому серийному производству в 382 единицы, ограничившись всего одним прототипом. Банкротство компании и ее национализация стали еще одной из причин свертывания всего проекта. Характерно, что государство, ставшее новым хозяином предприятия, потеряло всякий интерес к вопросу, не имея реальных финансовых ресурсов для дальнейшей работы.

Skoda S-IIa Lehky Tank vz.35 - R-2. Согласно контракту от 14 августа 1936 г. чешские союзники по «Малой Антанте» обязались поставить Румынии и знаменитые танки LT vz.35, которые получили обозначение R-2. Танки для Румынии выпускались с 1 сентября 1938 по 22 февраля 1940 г. Интересна здесь и следующая деталь: первые 15 танков были получены румынской стороной уже 1 мая 1937 г., однако, не получили одобрения из-за технических проблем двигателей и неадекватности машин к работе на предлагаемых типах топлива. Несостоявшиеся R-2 вернулись в Чехию, где были доработаны производителем с учетом всех румынских требований.

Обратим внимание, что производитель, в свою очередь, заинтересовавшись возможностью получить максимальный эффект от сотрудничества, представил румынской стороне в конце 1939 г. улучшенную версию танка S-IIaR с одновременным предложением приобрести соответствующую лицензию на изготовление техники в самой Румынии, однако, не без интриг немецкой стороны, румынское руководство отказалось от этой перспективы, тем самым навсегда похоронив последнюю реальную возможность сформировать собственные полноценные панцерваффе уже в 1941 г.

Немцы не только были против усиления одного из сателлитов, но и сделали все, чтобы новый контракт в середине 1939 г. на поставку еще 382 танков этого типа не состоялся.

Renault R-35 (Renault Type ZM). В декабре 1937 г. были начаты обстоятельные переговоры и с французскими партнерами, которые смогли предложить румынской стороне что-то более привлекательное, чем морально устаревшие машины времен Первой Мировой. На этот раз румынам уже почти удалось реализовать давнюю мечту о полноценном производстве танковой техники на лицензионной основе внутри страны, но на деле, производитель, планирующий в будущем торговлю с Югославией, Польшей и Турцией, не пошел на сделку в полном объеме, согласившись лишь на поставку танков на общих основаниях в соответствии с определенным графиком: 50 - в сентябре 1939 г., 25 - в январе 1940, 25 - в мае 1940, 50 - в сентябре 1940, 50 - в сентябре 1941. Реализация военной программы самой Франции, а затем и ее поражение в войне привели к тому, что румыны фактически получили лишь 41 танк. После захвата немцами более 4000 французских танков в качестве трофеев, вопрос был закрыт сам собой, что еще раз хорошо иллюстрирует жесткую политику Гитлера по отношению к собственным «союзникам» поневоле.

Тем не менее, в сентябре того же года, последовательные и настойчивые румыны нашли выход из положения за счет танков R-35, закупленных Польшей для нужд своих бронетанковых сил. Дело в том, что знаменитые «кавалерийские» танки заинтересовали поляков еще в 1938 году, когда были приобретены первые два таких танка. Машины новым хозяевам понравились, и в апреле 1939 года с французским производителем была достигнута договоренность о поставке еще 100 танков этого типа.

10 июля 1939 г. из Франции морем в порт Гдыни было отправлено 50 танков R-35, а также 3 танка Н-35, которые в большинстве своем пошли на формирование 21-го танкового батальона. Часть, созданная на базе 12-го танкового батальона мирного времени, к сентябрю 1939 г. была закреплена за Резервом Верховного Главнокомандования и в боях на первом этапе кампании участия не принимала.

При этом, на фронт под командованием майора Ежи Луцки в составе 21-го ТБ отправилось 45 танков Renault R-35: три роты четырехвзводного состава, по три танка в каждом взводе, а также танк ком роты (всего 13 машин в каждой роте), танк командира батальона и шесть резервных машин. Известно, что 21-й ТБ 14 сентября 1939 г. прибыл в Дубно, где был погружена на железнодорожные платформы и отправлен на фронт. Примечательно, что эшелон с танками дошел только до Радзивилова, так как дальше железная дорога была разрушена. После поступления приказа об эвакуации, ночью 18 сентября 1939 г., 34 танка отправились в Румынию вместе с польским правительством.

Оставшиеся 11 машин частично влились в состав 10-й мехкавбригады (6 танков, из которых впоследствии, трем удалось пересечь венгерскую границу), а частично пошли на формирование импровизированной полуроты (5 танков), которая вошла в состав группы «Дубно» и действовала в районе Каменка Струмилова и севернее. В этих боях подразделение подбило несколько танков противника, но уже к 25 сентября 1939 г. перестало существовать.

Следует вспомнить и об остальных танках R-35. Семь оставшихся машин и три танка типа Н-35 были объединены в отдельную роту танков R-35, которая во главе с лейтенантом Й. Якубовичем продолжала сопротивление под Красным (окрестности Львова) до 7 октября 1939 г. (!). Поляки ожесточенно сражались буквально до последнего танка.

Вызывают неподдельный интерес и сведения о том, что помимо 34 танков из состава польского 21-го ТБ, интернированных после поражения Польши в войне, румынское правительство оставило за собой вторую партию машин, предназначавшихся для поляков, которая была отправлена морем из Марселя в румынский Галац 15 сентября 1939 г. Сразу же опровергнем эту дезинформацию, которая ничего общего с реальностью не имеет. По получении данных о бегстве польского правительства в Румынию, груз, не доходя до порта назначения, был перенаправлен в Бейрут (Ливан).

Именно в таких условиях, румынам удалось сформировать еще один бронетанковый полк двухбатальонного состава, материально-техническую базу которого обеспечили 75 танков Renault R-35.

TK-3 / TKS / TKF. Помимо ценного приобретения в виде 34 интернированных польских танков, румыны в том же году получили в свое распоряжение и танкетки, которые составляли основу бронетанковых сил Польши - речь идет о танкетке ТК-3 и, фактически, новой модели, созданной на ее основе - танкетке TKS. Применительно к вопросу об общем количестве таких машин, которые могли попасть к румынам, мы прежде всего, должны вспомнить о 101-й разведывательной танковой роте польской 10-й мехкавбригады*, которая во главе с поручиком Здиславом Земски, насчитывала 9 ТК-3 и 4 TKS.

------------------------------------
* В этом соединении также была и 121-я отдельная танковая рота под командованием поручика Станислава Рачковски, оснащенная 16 танками Vickers 6-ton, которая реально присоединилась к 10-й мехкавбригаде уже в ходе боев, 3 сентября 1939 г.
------------------------------------

Примечательно, что именно в 10-й мехкавбригаде как соединении нового типа, присутствовали на момент начала блицкрига против Польши и десять танкеток ТК-3, перевооруженных шведским 20-мм орудием Solothurn, которые использовались в качестве командирских машин. Кроме того, в бригаде к этому времени были опробованы и два прототипа самоходного истребителя танков на базе шасси танкетки TKS - TKS-D, вооруженных 37-мм орудием Bofors wz.36.

Поэтому, хотя общее число танкеток ТК-3 / TKS, видимо, и не превышало 13 единиц, то вопрос о реальном боевом потенциале имевшихся машин приобретает принципиально новое звучание, нежели это принято в литературе, затрагивающей тему использования польской бронетехники в румынских частях.

Любопытно, что сами поляки еще до начала известных событий обращались к румынам с предложением приобрести подобную технику, однако попытка продать ТК в 1934 - 1937 гг. закончилась неудачей.

Известно также и то, что 5 сентября 1939 года уже в ходе боев к 10-й мехкавбригаде присоединился эскадрон разведывательных танков, состоявший из 13 танкеток TKF, четыре из которых имели на вооружении 20-мм орудия, а 06.09.1939 в бригаду вошли и оставшиеся ТК-3 из 51-й отдельной танковой роты. При этом, следует учитывать, что в ходе боев бригада постоянно несла ощутимые потери, а 9 сентября, оказавшись в окружении, начала прорыв к Томашову-Любельскому.

В это время, в соединении оставалась только 101-я танковая рота (121-я рота отстала из-за отсутствия горючего), а эскадрон TKF оторвался от бригады (оставшиеся в нем машины влились в бригаду лишь 13 сентября и вошли в состав 101-й танковой роты). Соединение - гордость польской кавалерии - вело упорные бои вплоть до 18 сентября 1939 г., предприняв даже попытку прорыва на Львов, а после этого начала отход к румынской границе. Кстати, именно в этот день, 18 сентября 1939 года танкетка TKS с 20-мм орудием под командованием офицер-кадета Романа Орлика уничтожила недалеко от местечка Pociecha (бои на линии Бзура) три германских танка Pz.Kpfw.35(t) из 11-го ТП немецкой 6-й ТД. Поэтому, танкетки TKS, в целом, стали для румын приятным сюрпризом.

С другой стороны, сегодня уже достоверно известно, что 20 польских танкеток из 10-й мехкавбригады 19.09.1939 были эвакуированы на венгерскую территорию и впоследствии включены в состав подвижных частей армии этого государства. Среди них, в частности, имелось 7 TKS (4 машины с 20-мм орудиями), 9 ТК-3 и 4 танкетки TKF. Поэтому, версия о том, что польские ТК/TKS, попавшие к румынам, происходят из подразделений 10-й мехкавбригады, в целом, не находит подтверждения.

И все же, учитывая информацию о переходе частью 10-й мехкавбригады не венгерской, а именно румынской границы, а также обратив внимание на то, что реально в венгерской армии впоследствии было задействовано лишь 16 танкеток (7 TKS и 9 ТК-3), можно предположить, что четыре машины TKF все же влились в бронетанковые подразделения Румынии. На это же косвенно указывает и цифра в 178 танкеток, которые числились в румынской армии к началу войны. Если вспомнить о 35 R-1 и 126 Malaxa, то можно без труда увидеть «недобор» в 17 машин, который красноречиво напоминает о некоторых польских отдельных бронетанковых подразделениях, полная информация о судьбе техники которых во второй половине сентября 1939 г. до сих пор отсутствует.

Renault Chenillette de ravitaillement d'infanterie 31R UE Malaxa. Параллельно с переговорами декабря 1937 г. представителями Румынии были проведены переговоры и о возможности приобретения лицензии на выпуск 300 знаменитых французских «шениллетов». Начиная со второй половины 1939 г. и по март 1941 г. на румынском заводе «Malaxa» в Бухаресте было выпущено 126 танкеток-тягачей, после чего производство прекратилось, поскольку технологически во многом зависело от французских поставок. Следует заметить, что танкетки выпускались изначально как тягачи, в роли которых и использовались на первом этапе войны в артиллерийских и кавалерийских частях, в частности, для буксировки 47-мм орудий, а также перевозки топлива и амуниции в составе моторизованных кавалерийских полков.

В ходе советского контрнаступления под Сталинградом в ноябре 1942 г., румынская 3-я армия и, в частности, входивший в её состав 1-й полк 1-й танковой дивизии были полностью разгромлены, а безвозвратные потери Румынской армии составили 81 77 R-2, 5 T-3 и 7 T-4. В ходе отступления, вермахт передал дивизии 6 лёгких бронеавтомобилей Sd. Kfz. 222 и 5 командирских Sd. Kfz. 223 для самообороны уцелевших частей, чтобы избежать полного уничтожения соединения. К концу кампании румынские танковые войска вновь фактически утратили боеспособность, но даже в случае восстановления всех вышедших из строя машин, опять затянувшегося, к 1943 г. R-2 полностью устарели и единственными среди румынских танков, которые можно было назвать отвечающими современным требованиям, по состоянию на 15 апреля 1943 г. можно было назвать 2 T-4 и, отчасти, 2 T-3. Катастрофическая для Румынской Армии Сталинградская битва послужила, в то же время, толчком к развитию румынских танковых сил, поскольку демонстрация слабости оснащённых устаревшим вооружением румынских войск, ставшей одним из ключевых факторов, приведших к окружению и уничтожению германской группировки, заставила командование третьего рейха наконец пересмотреть свою политику поставки вооружений.

Первым шагом по поддержке румынской армии стала программа Birnbaum (нем. «Грушевое дерево»), в рамках которой в январе 1943 г. был заключён контракт на поставку 50 прошедших ремонт лёгких танков Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A, B и C. Румынская армия хотела использовать танки для вооружения переформировывавшихся в Румынии кавалерийских дивизий, однако, так как вермахт желал более активного румынского участия в боевых действиях, условием продажи была отправка машин непосредственно на фронт и танки, принятые на вооружение под обозначением T-38, были переданы 2-му танковому полку в Крыму с 15 мая по 24 июня. T-38 лишь незначительно превосходили R-2 по боевым характеристикам; вдобавок, лишь 17 из доставленных машин оказались исправными, поскольку, как выяснили румынские военные, им были переданы остатки Pz.Kpfw. 38(t) после продажи Венгрии лучших машин годом ранее. Подобное развитие событий вызвало скандал, вынудивший Германию согласиться с выдвинутым румынской стороной требованием, чтобы все последующие поставки осуществлялись через приёмку в Румынии.

Большее значение имела утверждённая 23 сентября 1943 г. программа поставки танков и штурмовых орудий Olivenbaum (нем. «Оливковое дерево»), при помощи которой планировалось восстановить 1-ю танковую дивизию и создать 2-ю танковую дивизию на основе 2-го танкового полка. За этим последовали программы Olivenbaum II и III, а позднее — Quittenbaum (нем. «Айвовое дерево») хотя подробности последней точно не установлены: возможно, что она включала только штурмовые орудия. В рамках программ Румынии поставлялись танки Pz. Kpfw. IV (T-4), в большинстве — модификации Ausf. H, с некоторым количеством Ausf. F2 и J, и штурмовые орудия Stu.G. III, принятые на вооружение под обозначением T.As. Сведений о модификациях Stu.G. III М. Эксворти не приводит, однако другой источник в списке румынских САУ упоминает Stu.G. III Ausf. G. Хотя сроки выполнения программ — с октября 1943 по август 1944 г. — в различных источниках существенных расхождений не вызывают, число полученных Румынией машин варьирует от 114 до 127, 129 или 131 T-4 и 108, 114, 118 или 120 T.As. М. Эксворти также упоминает о том, что не менее 32 изношенных T-4 были, очевидно, переданы румынским войскам непосредственно германской 23-й танковой дивизией в апреле - мае 1944 г., не поясняя, однако, входили ли эти передачи в перечисленные программы.

В дополнение к перечисленным программам, Германия обещала поставить Румынской Армии 3 командирских танка Panzerbefehlswagen IV, 40 бронеавтомобилей Sd.Kfz. 222, 8 итальянских бронеавтомобилей и 27 полугусеничных бронетранспортёров; из других источников известно о поступлении в румынские войска по меньшей мере 8 итальянских бронеавтомобилей AB 41, 45 лёгких бронетранспортёров Sd.Kfz. 250 и 27 средних Sd.Kfz. 251/1, в основном Ausf. D, а также 2 Panzerbefehlswagen IV.

Программа Olivenbaum I Olivenbaum II и III Quittenbaum I Фактические поставки
месяц T-4 T.As. T-4 T.As. T-4 T.As. T-4 T.As.
10.1943 2 2 - - - - - -
11.1943 2 2 - - - - 4 4
12.1943 2 2 13 8 - - 27 -
01.1944 2 2 13 8 - - 19 2
02.1944 2 2 13 8 - - 2 12
03.1944 2 2 13 8 - - 15 10
04.1944 2 2 13 8 - - 15 10
05.1944 2 2 13 8 - - 17 20
06.1944 2 2 13 8 - - 15 20
07.1944 2 2 - - 13 (?) 20 (?) 15 (?) 20
08.1944 2 2 - - 13 (?) 20 (?) н/д 10
09.1944 2 2 - - н/д н/д - -
Всего 24 24 91 56 н/д н/д 129 (?) 108

 

 

Германские поставки Румынии в 1941 – 1944 годах

Тип танка          
1941 1942 1943 1944 Итого
Pz. Kpfw. 35(t) - 26 - - 26
Pz. Kpfw. 38(t) - - 50 - 50
Pz. Kpfw. III Ausf. N - 11 - - 11
Pz. Kpfw. IV - 11 31 100 142
StuG. 40 - - 4 114 118
Итого - 48 85 214 347

получены 17 октября 1942

Средние танки Pz IIIN

Тип Наличие, единиц Примечания
Средние танки Pz IIIN 11 получены 17.10.1942
Средние танки Pz IVG 11 получены 17.10.1942
Легкие танки R-2 и Pz 35(t) 109 26 танков Pz 35(t) получены из Германии в 1942 г.
Трофейные 2 Советские, тип неизвестен
Бронеавтомобили Sd. Kfz. 222 9  
Бронеавтомобили Sd. Kfz. 223 5  
Бронетранспортеры Sd. Kfz. 251 8  
Транспортеры Sd Kfz 10 9  
Транспортеры Sd Kfz 11 18

Сразу после полной оккупации Чехии на её территорию войска сопредельных государств. В течении двух дней, с 16 по 17 марта 1939 г., румыны захватили в Рутении (приграничная чешская область) довольно много различного вооружения, включая бронетехнику. Среди неё попались 3 танкетки vz.33, 3 бронеавтомобиля Tatra OA vz. 27 (регистрационные номера №№ 13.350, 13.351 и 13.352) и 9 Tatra OA vz.30 (регистрационные номера №№ 13.330, 13.380, 13.382, 13.386, 13.387, 13.389, 13.390, 13.392 и 13.395). По некторым данным vz.30 первое время дислоцировались в Бухаресте и входили в состав личной охраны Антонеску (Batalionul de garda al maresalului Antonescu). В 1942 - 1943 гг. эти бронемашины были отправлены в Плоешти, где прошли текущий ремонт в мастерских для грузовых автомобилей Tatra. Об их дальнейшей службе сведения теряются - точно известен только один факт - весной 1944 г. 3 vz. 30 были уничтожены во время налёта америкаснких бомбардировщиков на нефтяные заводы. Здесь таже погибли 2 vz. 27.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники: