Танковый фронт

История создания и развития литовских бронесил

Броня республики

С момента провозглашения независимости 16 февраля 1918 г. молодая Литовская Республика с оружием в руках должна была доказывать свое право быть самостоятельным государством. Армия создавалась на пустом месте, не хватало специалистов, оружия, экипировки, техники. Воевать приходилось сразу с несколькими враждебными силами. Это были большевики, с их экспансией революции, Польша, считавшая Литву своей провинцией, и, наконец, Западная Белая армия Бермонт-Авалова. Именно в борьбе с этими силами, литовцы получили свою первую бронетехнику. Стоит отметить, что рассказ о ней не будет полным – многие факты остались навсегда скрыты завесой истории.

Первый бронеавтомобиль достался литовской армии от большевиков [1]. В мае 1919 г. части 1-го полка действовали на линии шоссе Укмерге – Утене. В районе деревни Клиненай, литовские солдаты были обстреляны бронеавтомобилем, двигавшимся в направлении Видишкяй. Бойцы одной из рот не растерялись, они завалили дорогу деревьями и вынудили экипаж машины сдаться. В «плен» попал «Ижорский FIAT № 6739 с 35-сильным двигателем*, вооруженный двумя пулеметами «Максим». Почти сразу бронеавтомобиль пустили в дело – с его помощью преследовались отступавшие к Утене большевики. Повоевавший FIAT не остался безымянной. Ему присвоили имя «Zaibas» («Жайбас» Молния).

------------------------------------
[* Данные по мощности двигателя взяты из книги А. Лесщус «Литовская армия 1918 - 1920». Но в этой книге дается ссылка на статью в сборнике «Военный архив. № 12». Удалось с помощью друзей в библиотеке найти и этот сборник. Вот цитата из него. Тот броневик, который попал к нам как военная добыча, был броневой автомобиль легкого типа, фирмы «ФИАТ», 35 л. с., вооружен двумя русскими пулеметами «Максим». Ссылка Vitold'а.
В книге М. Барятинского и М. Колимийца. Бронеавтомобили Русской армии 1906-1917 указывается что на БА Ижорский Фиат ставились 72-сильные двигатели.]
------------------------------------

Второй БА пополнил вооруженные силы Литвы также в 1919 г. Это был также трофейный броневик, на этот раз из войск Бермонта – немецкий Erhardt/Daimler [2]. Его нарекли «Savanoris» («Саванорис» в переводе – Доброволец). А 29 января 1920 г. армия получила на железнодорожной станции Вирбалис еще четыре бронеавтомобиля германского производства - Erhardt/Daimler-Befehlswagen. Каждый бронеавтомобиль нес четыре пулемета «Максим». Техника была изношена и повреждена, но могла эксплуатироваться. Из «немцев» был сформирован первый литовский броневой отряд – взвод. Официально он был создан 1 марта 1920 г. Командиром стал капитан К. Мустейкис. 16 апреля были даны имена:

  • Даймлер № 4010 – «Sarunas» (Шарунас - литовское мужское имя, ранее - "Savanoris")
  • Даймлер № 3992 - «Perkunas» (Перкунас - гроза)
  • Даймлер № 4004 - «Aras» (Арас - орел)
  • Даймлер № 4026 - «Pragaras» (Прагарас - ад)

Имена должны были быть нанесены белой краской по обеим бортам БА. Спереди: цветной Витис (Погонь, герб Литвы – на коне всадник с понятым вверх мечом). Сзади: белые буквы K. A. M. - (Krasto apsaugos ministerija) Крашто Апсаугос Министерия - министерство охраны края: КАМ1, КАМ2, КАМ3, КАМ4, КАМ5

Стоит отметить, что ряд источников сообщают, что все литовские броневики Daimler были типа Эрхард E-V/4, однако это не так. По фотографиям легко понять, что трофейный БА войск Бермонта отличается от германских Daimler. Вероятно это разные модификации – 1915 и 1917 гг. Башенка «Саванорис» круглая, у других БА они угловатые, отнюдь непохожи у машин и крышки моторного отделения.

В 1920 г. в бронеотряде насчитывалось 8 офицеров и 63 рядовых. Матчасть составляли 6 БА, 19 пулеметов, 19 винтовок, 8 револьверов, 9 автомобилей. Для связи использовалось два телефонных аппаратов [1]. Броневики участвовали в боях с большевиками и поляками до конца 1920 г. Безвозвратных потерь не было. Иногда пишут, что FIAT достался немцам, когда они в 1939 г. аннексировали Клайпеду (нем. Мемель) и Клайпедскую область, но проверить эту информацию пока не удалось. Если это правда, то БА «Жайбас» прожил действительно долгую жизнь.

После завершения боев 13 офицеров и 45 солдат отряда побывали в Риге на курсах тактики и техники броневых войск.

1 января 1924 г. в составе литовских ВС был сформирован смешанный бронеотряд (Sarvuociu rinktine). В него вошли ранее самостоятельные бронеавтомобильные, танковые подразделения и бронепоезда. Его первым командиром стал подполковник И. Крауцевичюс. Затем отряд возглавляли: с 14 декабря 1925 г. подполковник А. Кербелис, с 9 мая 1927 г. капитан С. Асевичюс. С 1 января по 25 августа 1934 г. командовал подполковник А. Шова, после него до 8 августа 1935 г. подполковник З. Талевичюс, его заменил полковник С. Сидабрас. С 1 января 1939 г. Командиром был назначен подполковник П. Гребляускас.

Еще раньше, в 1923 г., когда экономическое положение в стране немного стабилизировалась, правительство Литвы приобрело во Франции 12 легких танков Renault М17 FТ (некоторые источники утверждает, что их было 14). Семитонные машины управлялись экипажем из 2 человек, имели бензиновый двигатель Renault 26 kW/35 AG, скорость 10 км/ч. Башня имела круговое вращение, танк был вооружен 8-мм пулеметом «Hotchkiss» или 37-мм пушкой «Puteaux». В Литве Renault перевооружили: сняли орудия, заменив их 7,92-мм пулеметами «Максим».

В состав 1-й роты бронеотряда Литовской армии входили 12 танков FT-17:

  • 1-й взвод - «Kovas» [«Ковас» (Грач)], «Audra» [«Аудра» (Буря)], «Pagieza» [«Пагежа»], «Pikuolis» [«Пикуолис»];
  • 2-й взвод - «Drasutis» [«Драсутис» (Смелый)], «Griaustinis» [«Гриаустинис» (Гром)], «Smugis» [«Смугис» (Удар)], «Karzygys» [«Каржигис» (Богатир)]
  • 3-й взвод - «Galiunas» [«Галюнас» (Силач)], «Giltine» [«Гилтине» (приб. Смерть)], «Kerstas» [«Керштас» (Месть)], «Slibinas» [«Слибинас» (Змей)]

Апогей закупок литовцами БТТ пришелся на 1930-е гг. Парк бронетехники был пополнен сначала 16 британскими танками Vickers-Armstrong Carden-Lloyd M1933 (фактически это танкетки, вооруженные одним пулеметом), а в 1937 г. в Литву пришли еще 16 (по другим данным – 18) танков новой модификации Vickers-Armstrong Carden-Lloyd M1936. Некоторые машины имели радиостанции. Новые танки отличались от предшественников внешним видом и комплектацией, большими габаритами и массой. Они стали матчастью 3-й роты смешанного бронеотряда.

1 августа 1938 г. рота бронепоездов была расформирована. В это время в состав отряда входили:

  • штаб
  • танковая рота
  • танковая рота
  • танковая рота
  • рота бронеавтомобилей
  • учебный взвод [3].

В 1939 г., после разгрома Польши, танки 2-й и 3-й рот вошли в освобожденный от поляков Вильнюс. Позже танки дислоцировались у подножия горы замка Гедеминоса. Танкисты заняли места поляков – до войны там находился 3-й саперный батальон Войска Польского. На бывшей польской территории литовские танкисты понесли самые большие в свой истории потери. Причем без единого выстрела противника. 7 ноября 1939 г., когда кто-то по неосторожности разлил горящее керосиновое масло, в ангарах вспыхнул пожар. Огнем было полностью уничтожено 7 или 8 танков (данные разнятся), еще 2 - 3 были серьезно повреждены. Восполнить потери времени не хватило...

Еще в 1937 г. военное ведомство Литвы заказало в Чехословакии 21 легкий танк под индексом LLT . Эти машины были специально спроектированы для литовской армии компанией Ceskoslovensko-Kolben-Danek (CKD). Однако ни один танк в Литву не попал – после оккупации Чехословакии, немцы передали танки своим словацким союзникам.

Кроме того, в 1935 г. литовцы приобрели в Швеции БА Landsverk 181. В некоторых источниках уверяют, что это были L181, чье вооружение было изменено по желанию заказчика: вместо трех пулеметов установлена 20-мм автоматическая пушка Oerlikon. Это фактически доводило БА до стандарта L182 [2]. Однако размещенная на сайте компании Landsverk фотография модели Landsverk 181 полностью соответствует фотографиям, на которых изображены броневики Landsverk литовской армии. А фотографии модели 182 на сайте фирмы как раз отличаются от фотографий литовских Landsverk. Кроме того, на веб-ресурсе Landsverk цитируется запись из книги заказов:

 

Так что в Литве скорее всего были машины марки L181 с 20-мм пушкой Oerlikon и двумя пулеметами Максим. В литовской армии броневики Landsverk состояли на вооружении кавалерии – по два каждому из трех кавалерийских полков [2].

Нам удалось найти редкие воспоминания об участи литовских БА (возможно) Landsverk, правда, уже на службе в РККА. Итак, очевидец вспоминает:

«Я оглянулся назад, посмотреть, не горит ли мой замаскированный в лесу «Комсомолец»? Нет ли рядом наших бойцов? Тягач вроде бы не горел. В это время к нему подъехал наш литовский бронеавтомобиль (разумеется, без литовской атрибутики). Из башенки наполовину высунулся комиссар из школы молодых командиров. Он ехал на броневике из Сморгони. Фамилия его стерлась из памяти. Комиссар картинно, как какой то Наполеон, через бинокль наблюдал за полем развернувшейся неподалеку битвы – туда, где стреляли танки. Я подумал, что это может плохо кончиться – печальный опыт уже был. Я не ошибся. К броневику незаметно подкрался невесть откуда взявшийся немецкий танк. Орудие было направлено в спину комиссара. Немцам достаточно было крикнуть «Хенде Хох», но они безжалостно выстрелили...»[5].

Дальнейшая судьба литовской бронетехники неизвестна. Скорее всего, большая часть (если не вся) техники была потеряна во время отступлении из Литвы. Если у кого имеется данные о дальнейшей судьбе литовской бронетехники в СССР, был бы очень признателен за предоставленную информацию.

автор текста Gunas, владелец сайта коллекционеров Militaria, перевод Arvydas, владелец сайта по тематике восточного фронта Rytu frontas.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
Lescius V. Lietuvos kariuomene 1918 - 1920. Vilnius, 1998 (Литовская армия).
Rutkiewicz J., Kulikow W.N. Wojsko Litewskie 1918 - 1940. Warszawa, 2002.
Liekis A. Lietuviu karyba ir ginkluote. Vilnius, 2002 (Литовское военое искуство и вооружение).
Lietuvos kariuomenei isakymas Nr. 310, 1920.04.24 (Приказ для армии Литвы).
Cerskus L., Lietuvos kario prisiminimai. (Воспоминания литовского солдата).
 
 
 

наверх