Танковый фронт

Латвийские бронепоезда

Пронепоезда в латвийской армии появились во время Гражданской войны в России.

Бронепоезд № 1 [1. bruņotais vilciens]. Строился с 3 января по 21 мая 1919 г. в Шкиротавских ж/д мастерских (Рига) для Латвийской Красной армии, однако в результате акта саботажа большевики, отступая из Риги, не смогли увести поезд с собой, и он попал в руки немецкого ландвера. Введён в строй 22 мая 1919 г. Командир штабс-капитан Янис Лавениекс.

Состав: — 1 частично бронированный паровоз (с марта 1920 г. добавлен ещё один) — 4 двухосных броневагона — 9 двухосных товарных вагонов — 2 двухосных пассажирских вагона — вагон-кухня — 2 двухосные платформы.

Вооружение: 77-мм полевое и 88-мм морское орудия, 37-мм митральеза, 10 пулемётов (с марта 1920 добавлено ещё 6), две 76,2-мм зенитные пушки (с марта 1920 г.).

Бронепоезд в составе немецкой «Железной дивизии» участвовал в боях под Цесисом, 11 июня подчинён белогвардейскому корпусу полковника Вирголича. 22 июля 1919 г. поезд захватила латышские вооруженные силы, поезд вошёл в состав латышской армии, получил название «Бронепоезд № 1», после чего был направлен в Латгалию. Осенью того же года участвовал в боях против бермонтовцев. В декабре на Латгальском фронте. По окончании войны в августе 1920 г. передислоцирован в Ригу (командир старший лейтенант Гайлитис).

Бронепоезд № 2 «Истребитель коммунистов» [2. bruņotais vilciens «Komunistu iznicinātājs»]. Бронепоезд 1-го Валмиерского полка, сформирован в июне 1919 г. в Крустпилсе на базе брошенных вагонов-морозильников. Работами руководил командир 8-й роты Валмиерского полка ст. лейтенант Ронис, который и стал первым командиром бронепоезда.

Состав: — бронепаровоз, — 4 двухосных броневагона (с августа 1920 г. ещё один броневагон с орудием во врщающейся башне).

Вооружение: 114,3-мм полевая гаубица системы «Виккерс», затем 105-мм гаубица, 9 пулемётов.

Принимал участие в войне с бермонтовцами осенью 1919 г., а также с красной Армией под Ригой и в Латгалии. 16 июня 1919 г. в 2 км от станции Трепе произошел бой бронепоезда с бепо Красной Армии с названием «Истребитель Буржуазии», который, получив повреждения, отступил. В связи с этим 16 июня стало днём полка бронепоездов. 4 января 1920 г. в Латгалии участвовал в бою с бронепоездом № 87 «3-й Интернационал». По окончании войны в августе 1920 г. передислоцирован в Ригу, однако затем в ноябре того же года на короткое время был переведён в Лиепаю для усиления гарнизона.

Бронепоезд № 3 [3. bruņotais vilciens]. Сформирован в октябре 1919 г. в железнодорожных мастерских депо станции Зиланы. Работами руководил и первым командиром поезда стал капитан А. Паулоцкис.

Состав: — 1 частично бронированный паровоз — 3 броневагона.

Вооружение: 77-мм орудие и 105-мм гаубица, 6 (по другим данным 7) пулемётов.

Первый бой принял под Олайне 12 ноября 1919 г. 17 ноября передислоцирован под Крустпилс, где 10 января 1920 г. состоялся бой с двумя бронепоездами Красной Армии («Ленин» и «Смерть или победа»), один из которых был сильно повреждён. 13 января передислоцирован в Латгалию для взаимодействия с польской армией. 20 - 21 января участвовал в освобождении Резекне, высадив десант ландсвера (50 человек) у деревни Балбишай. 27 апреля 1920 г. в бою с большевиками у станции Ритупе погиб командир поезда Ритерс, его временно сменил ст. лейтенант К. Либертс, а в октябре ст. лейтенант Е. Ванагс. По окончании войны в августе 1920 г. передислоцирован в Ригу, однако затем в ноябре того же года переведён в Даугавпилс для усиления гарнизона. После расформирования полка бронепоездов 3 февраля 1940 г. дальнейшая судьба не известна.

Бронепоезд № 4 [4. bruņotais vilciens]. Захвачен в качестве трофея 12-й ротой 7-го Сигулдского пехотного полка у бермонтовцев в ноябре 1919 г. сошедшим с рельсов на линии Елгава-Тукумс. Отремонтирован в железнодорожных мастерских депо Елгавы под руководством лейтенанта Гринберга. Командир ст. лейтенант А. Крауклис (с 4 марта 1920 г. ст. лейтенант К. Либертс).

Состав: — 1 частично бронированный паровоз — 4 броневагона (в декабре 1919 г. получены ещё 2 броневагона бронепоезда № 5)

Вооружение: два 77-мм орудия, две 50-мм пушки, 6 пулемётов.

С 14 декабря 1919 г. находился в Елгаве в резерве армии. В январе 1920 г. отправлен в Латгалию для борьбы с большевиками. По окончании войны в августе 1920 г. передислоцирован в Ригу. После расформирования полка бронепоездов 3 февраля 1940 г. дальнейшая судьба не известна.

Бронепоезд № 5 «Калпакс» [5. bruņotais vilciens «Kalpaks»]. Сформирован 28 октября 1919 г. в железнодорожных мастерских депо станции Лиепая под руководством инженера Спрога. Командир ст. лейтенант А. Клестровс.

Состав: — 1 частично бронированный паровоз — 2 броневагона — 1 платформа.

Вооружение: 12-дюймовое (305-мм) морское орудие, 2 пулемёта.

Сразу же после формирования в ноябре 1919 г. принял участие в боях против бермонтовцев под Лиепаей, затем охранял мосты через р. Вента. В декабре 1919 г. расформирован, матчасть передана бронепоезду № 4.

Узкоколейный бронепоезд «Пиколс» [Šaursliežu bruņuvilciens "Pīkols"]. Узкоколейный бронепоезд, действовал в районе Лиепаи.

К лету 1940 г. латышская армия имела всего два бронепоезда (NQ 1 и NQ 2). После того, как Латвия вошла в состав СССР, оба бронепоезда включили в состав 10-го отдельного железнодорожный артиллерийский дивизион Балтийского флота.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 
 
 

наверх