Танковый фронт

Боевое применение танков D2. 1940-1942 гг.

 

Когда грядущая война стала реальностью во Франции утвердили мобилизационный план, в ходе которого танковые полки расформировали, а вместо них создали отдельные танковые батальоны, распределив их по пехотным частям и танковым бригадам. В соответствии с этим 507е RCC переименовали в 19е ВСС (Bataillon de Chars de Combat – батальон боевых танков), придав его 507е BGC (Groupement de Batallions de Chars) 2-й армейской группы. К моменту окончания мобилизации де Голль уже покинул полк, став командиром танковых подразделений 5-й армии.

Впоследствии батальон не раз передавали из рук в руки: 3 сентября он входил в состав GBC 510, 8 сентября – в состав GBC 511, и наконец 13 сентября его передали в состав GBC 517 в качестве резерва 5-й армии. В тот же день танки D2 участвовали в наступлении французской армии, проведенном в районе Саара. Хотя реальных боевых столкновений с противником не было, из 40 имевшихся машин вышло из строя 30. Причиной столь значительных потерь стало разрушение элементов ходовой части и подвески, не выдержавших сильной тряски грунтовых и проселочных дорог. Из оставшихся 10 танков один держали в резерве на случай появления немецкой бронетехники, но к счастью для французов этого не случилось.

Зимой 1939/40 гг. выявилось ещё несколько проблем. Как оказалось, танки D2 были совершенно не приспособлены к действиям в условиях снежного или ледяного покрова. Ходовая часть танка, особенно гусеницы, оказались для этого не приспособлены, что привело к повреждению ещё нескольких машин, съехавших в кювет при неосторожном маневрировании. Командование и экипажа 19-го батальона с нетерпением ждали замены не оправдавших доверия D2 на новую технику, но в марте 1940 г. их постигло глубокое разочарование. Новых танков в ближайший год не предвиделось, поскольку они требовались для создания новых танковых частей и замены ещё более старых машин.

Тем временем пришло пополнение. Первые пять новых танков D2 были переданы 2/19е ВСС 11 марта 1940 г., а вторая партия из 15 машин была получена 12 апреля. Данный танковый батальон, считавшийся элитным подразделением, на деле был далёк от состояния даже частичной боеготовности. 1-я танковая рота оказалась фактически разоруженной, поскольку с танков были сняты пушки и пулеметы, которые предполагалось установить на танки новых типов. Две другие роты получили 21 танк с новой 47-мм пушкой SA35 (16 и 5 соответственно), но только 5 из них могли считаться боеготовыми. Хуже всего было то, что 9 танков 3-й роты были разукомплектованы, а поставок новой техники в ближайшее время не предвиделось. Тогда было внесено предложение создать две автономных танковых роты 345е и 346е CACС (Compagnie Autonome de Chars de Combat) с 10 и 12 танками соответственно. Один из них (345е САСС под командованием капитана Jean-Charles Idee) планировали послать в Финляндию, включив его в состав Экспедиционного Французского Корпуса в Скандинавии. Однако 13 марта боевые действия закончились, что немного изменило планы.

Далее танки D2 из состава 1/19е ВСС (14 танков 2-й серии) собирались отправить в Норвегию, где планировалась высадка немецкого десанта. От этого плана тоже пришлось в скором времени отказаться. Прибывшие с завода танки оказались «снабжены» столь большим количеством конструктивных дефектов, что ломались практически сразу. Военные справедливо указали, что контроль качества со стороны фирмы Renault почти полностью отсутствует, что препятствует нормальной эксплуатации машин. Поговаривали даже об актах саботажа, но всё это не меняло сути проблемы. На 10 мая 1940 г. в боеспособном состоянии остались считанные единицы танков D2.

Внезапное немецкое наступление через Бельгию и Голландию застало французскую армию врасплох. Ещё хуже было то, что организовывать плотную оборону никто не собирался, что в результате привело к полной катастрофе и развалу фронта. Танки 19е ВСС старались держать подальше от передовой, формально оставив их в резерве. Снова встретивший «старых знакомых» генерал де Голль не питал никаких иллюзий относительно их боеспособности и поэтому в боях 15-20 мая танки D2 19-го батальона участие не принимали. В то же время, экипажи 345е САСС провели несколько контратак у г.Монткорне (Montcornet), отбросив назад немецкие части продвигавшиеся в южном направлении, а 21 мая рота вошла в состав 19е ВСС. 346е САСС, которая 17 мая получила 9 новых машин из состава 106е ВСС, использовала свои танки для обучения экипажей B1bis и фактически была подчинена командованию 19е ВСС. Предполагалось, что D2 можно будет также использовать для пополнения боевых частей.

Хотя боевых потерь в этот период удалось избежать два танка пришлось разобрать на запасные части, чтобы восстановить боеспособность нескольких других машин. Благодаря этому в сражении под Амьеном 24-25 мая удалось задействовать уже 24 танка D2.

Первая неудача постигла 19-й батальон 27 мая 1940 года. Выдвинутые к Сомме для блокирования немецкого наступления в этом районе танки должны были действовать совместно с пехотными частями, но с самого начал всё пошло не по плану. Завидев танки пехота приняла их за немецкие и в панике разбежалась – тут своё дело сыграла никому не нужная секретность, благодаря которой некоторые танки и самолёты становились жертвами собственной артиллерии. Экипажи D2 некоторое время двигались в одиночестве, пока не достигли позиций немецких ПТО. В ходе последовавшего боя французы потеряли 7 танков.

Чтобы сохранить боеспособность в состав 19е ВСС была окончательно включена 346е САСС, заменившая своими 13 старыми танками бывшую 1-ю роту. Дополнительно, 8 июня батальон получил 350е САСС с 12 D2 второй серии. Однако время было безвозвратно упущено. Много танков батальон потерял во внебоевых условиях и в конечном итоге сохранившиеся D2 свели в состав 350-й роты, которая к 23 июня полностью осталась без бронетехники и была переименована в Bataillon de Chasseurs portees (пехотный механизированный батальон).

Общий результат боевых действий подразделений, укомплектованных танками D2, оказался следующим. Из 84 танков только 21 был уничтожен или поврежден противником. Семь танков, на 25 июня формально принадлежавших 350е САСС, считались боеспособными. Из оставшихся танков 38 были разобраны на металл, 15 отправили на склады, один был разбит в результате дорожного инцидента и два танка пропали без вести.

Трофеями немецкой армии стал 21 D1 обеих модификаций (12 танков были брошены экипажами и 9 реквизировали у французов после перемирия). Хотя эти танки получили обозначение Panzerkampfwagen 733(f) немцы никогда их не использовали по прямому назначению. Большинство из них было отправлено на утилизацию, и только несколько единиц остались для в качестве учебных пособий. Впоследствии башни от D2 пригодились при постройке ДОТов и оборудовании бронепоездов. Что касается армии Виши, то возможно она использовала один танк в составе CDM (Service du Camouflage du Materiel). На сегодняшний день ни одного танка серии D2 не сохранилось.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 
 
 

наверх