Танковый фронт

Возникнование французских танковых войск

 

Формирование французских бронетанковых войск (называвшихся в то время штурмовой артиллерией) началось в 1916 г., а в 1917 г. французские танки впервые вступили в бой. В том же году появился удачный легкий танк Renault FT17.

Французская военная доктрина предусматривала использование танков только для поддержки пехоты, чем коренным образом отличалась от немецкой теории «молниеносной войны». Столкновение этих двух доктрин выявило превосходство немецкой военной мысли и закончилось полным разгромом французской армии.

До мая 1940 г. Франция успела сформировать только три танковые дивизии, три легкие механизированные дивизии и пять кавалерийских дивизий, имевших в составе механизированные бригады. Также было сформировано несколько отдельных танковых частей, придававшихся дивизиям, корпусам и армиям. В результате французские танковые войска оказались распылены. В условиях маневренной войны один танковый батальон не мог оказать заметного влияния на исход боя с участием дивизии, не говоря уже о целой армии. В мае 1940 г. французы сформировали 4-ю танковую дивизию, которую возглавил генерал де Голль (de Gaulle). 4-я танковая дивизия показала, что французские танковые войска могут на равных сражаться с немецкими панцерваффе. Если бы подобным образом действовали все французские танковые войска, то исход кампании в мае 1940 г. мог бы быть совсем иным.

Возникновение французских танковых войск

Тяжелая ситуация, сложившаяся на фронте 1-й Мировой войны, заставила французов начать поиски нового оружия. Огромные потери французской армии с ноября 1914 г. (854 тыс. погибших, раненных и пропавших без вести) ясно показали французскому командованию, что прежними методами вести войну уже невозможно. Атаки, предпринимаемые пехотой при поддержки артиллерии, не могли прорвать хорошо подготовленных позиций немецкой армии. В свою очередь французам тоже пришлось срочно зарываться в землю. Линия фронта стабилизировалась в положении, достигнутым в конце 1914 г. Непрерывный фронт не позволял провести обход. Лобовая атака также была невозможной, поскольку обе стороны вырыли несколько линий окопов, организовали большое количество пулеметных гнезд и защитили их густой сетью колючей проволоки. Чтобы прорвать фронт и выйти на оперативный простор было необходимо пробиться через все эти преграды.

В феврале 1915 г. англичане, тоже пытавшиеся найти новое оружие, испытали в болотах над Соммой американский гусеничный тягач Holt. Испытания должны были показать, годится ли гусеничное шасси для создания новой военной машины. За испытаниями гусеничного тягача наблюдал и французский полковник Этьен (Estienne). Англичане отвергли американскую конструкцию, французам, напротив, тягач понравился. В 1916 г. на базе тягача Holt начался выпуск новой военной техники, получившей название «танков».

С предложением использовать для создания танков именно шасси Holt выступил полковник Этьен, который составил большое количество рапортов и разослал их по всем инстанциям. По мнению полковника танк следовало вооружить двумя пулеметами Hotchkiss и 37-мм пушкой, предназначенной для подавления пулеметных гнезд. Экипаж танка должен был составлять четыре человека, а толщина брони достигать 15 - 20 мм.

В декабре 1915 г. полковник Этьен наладил сотрудничество с инженером фирмы Schneider-Creusot М. Брийе (Brillie). Брийе долгое время занимался эксплуатацией тракторов Holt, поэтому мог быть очень полезен при работе над новой конструкцией. Инженер смог убедить полковника пересмотреть свои взгляды на новую технику. 14 января 1916 г. в письме, направленном генералу Жозефу Жоффру (Joseph Jacques Césaire Joffre), Этьен представил новые технические требования. Новые требования предусматривали вооружение танка, состоящее из 37-мм пушки и короткоствольной 75-мм пушки. Экипаж танка предполагалось довести до шести человек. 31 января 1916 г. предложение полковника Этьена были приняты оперативным отделом французского генштаба, ответственным за раз работку тактики применения танков на поле боя, и отправлены в департамент Министерства войны с заданием выпустить к весне 1917 г. 400 танков.

Прежде чем приступить к серийному выпуску, в феврале 1916 г. под Парижем в районе Винсен провели ходовые испытания прототипа. На испытании, завершившемся успешно, присутствовали высшие чины французской армии. Машина с легкостью преодолевала линии заграждения колючей проволоки и окопы шириной 1,75 и глубиной 2 м. При массе 14 т., на танке был установлен двигатель мощностью 60 л.с., позволявший машине развивать скорость 5 км/ч. После завершения испытаний на фирме Schneider-Creusot разместили заказ на 400 танков. Аналогичный заказ получила Compagne des Forges et Acieries de la Marine. Выпускаемые обеими фирмами танки носили название Schneider СА.

По мере выпуска танков шло формирование танковых частей. Первым командиром штурмовой артиллерии (как первое время называли танки во Франции) стал все тот же Этьен, получивший весной 1916 г. звание генерала. Танки по четыре объединялись в батареи, которые в свою очередь составляли дивизионы. Если того требовала оперативная обстановка несколько дивизионов могли быть объединены под общим командованием.

В конце 1916 г. появился танк новой конструкций. Танк, получивший название Saint Chamond M16, весил 24 тонны. Вооружение танка состояло из одной 75-мм пушки, установленной в передней части танка и четырех пулеметов Hotchkiss. На танке стоял бензиновый двигатель мощностью 90 л.с., приводивший в действие генератор электрического тока. Ток подавался на два электромотора, вращавших ведущие колеса. Максимальная скорость танка достигала 9 км/ч. Этот сложный механизм становился причиной аварий, особенно частых на фронте. Как и у Schneider CA, гусеницы у нового танка располагались сбоку корпуса, а не обегали его, как это было характерно для английских машин. Шасси танка было подрессорено, а корпус подвешивался на спиральных пружинах. Благодаря этой особенности, танк был довольно мягок на ходу и развивал большую скорость, в то время как экипаж находился в более комфортных условиях. Однако установленная в передней части корпуса пушка значительно затрудняла преодоление рвов и окопов. Несмотря на это армия заказала 400 танков Saint Chamond.

Впервые танки Schneider CA были использованы в бою 16 апреля 1917 г. В этот день французы предприняли наступление на фронте шириной 70 км между рекой Уаза и Реймсом. В тяжелом бою французы смогли взять первую линию немецких укреплений между Красном и Берри-о-Ба. Взятие второй линии планировалось провести при поддержке 128 танков из 8 дивизионов.

Танки получили задание прорвать оборону противника в районе Амифонтен-Пруве и выйти к позициям немецкой артиллерии. Часть танков поддерживала пехоту, остальные машины проводили охватывающий маневр, форсировав на юге реку Миетт.

Немцы, уже знакомые с танками, которые англичане впервые применили в сентябре 1916 г. над Соммой в районе Флер, подготовили свои позиции к новой танковой атаке тем, что расширили свои окопы. На некоторых участках северного фланга наступления ширина траншей достигала 5 метров! Французы оказались полностью не готовы к такому повороту событий, поэтому их наступление во многих местах приостановилось. Неподвижные танки стали легкой жертвой немецких артиллеристов, которые ведя огонь с возвышенности Краон, вывели из строя 76 французских машин! На юге наступление французов было преграждено рекой Миетт. Форсировать ее танки могли только в одном месте, поэтому к этой точке танки вышли, двигаясь в колонне. Немцы немедленно открыли огонь по танкам и почти все подожгли.

1 мая 1917 г. в бой впервые вступили танки Saint Chamond M16. Дивизиону этих танков было приказано наступать на немецкие укрепления в районе Конде-сюр-Эсн. Но и здесь французам не удалось добиться больших успехов.

Первые бои с участием танков оказали большое влияние на французскую военную доктрину, согласно которой танки следовало бы использовать только для поддержки пехоты. 23 октября 1917 г. в битве под Мальмезоном французы использовали танки согласно своей военной доктрине. Три дивизиона «Шнайдеров» и три дивизиона «Сен-Шамонов» - всего 96 машин двигались вместе с пехотой и поражали огнем своих пушек и пулеметов обнаруженные огневые точки противника. Прорывы в проволочных заграждениях были проделаны огнем французской артиллерии, которая не позволяла противнику поднять головы.

Вскоре французское командование решило, что армии необходим быстрый танк, позволяющий развивать успех наступления.

В 1916 г. проект такого танка разработал и представил Луи Рено (Renault) - конструктор и фабрикант автотехники. Экипаж танка Состоял из двух человек, а двигатель мощностью 39 л.с. позволял машине развивать скорость до 8 км/ч. В 1917 г. танк приняли на вооружение как Char Leger Renault FT Modele 1917. В своем роде танк Рено представлял собой революцию в мировом танкостроении. Многие конструктивные решения, впервые примененные на этом танке (например, вооружение, размещенное во вращающейся башне) используются и поныне.

Танк Renault FT-17. Танк Renault в основной модификации (char canon) был вооружен 37-мм пушкой Puteaux. Другая основная модификация - char mitraillese - несла пулемет Hotchkiss. Несколько машин вооружили короткоствольной 75-мм пушкой de Blockhaus Schneider. Главным недостатком этого танка были его малые размеры. Этой малютке ничего не стоило свалиться в воронку, траншею или ров, выбраться откуда танк мог только с помощью буксира. Поэтому танку приделали «хвост», который обеспечивал танку возможность преодолевать рвы и траншеи.

Танки FT17 (Faible Tonnage - малый тоннаж) изготавливали многие предприятия:

Renault (на заводе в Бьенкуре под Парижем), Berliet, Schneider и Delaunay-Belleville.

Танками Рено заинтересовались американцы. Установив на французскую машину собственный двигатель, американцы получили танк, известный как Six Ton Tank M1917. Шеститонный танк выпускали на фирмах Holt и General Electric, потом к выпуску подключился Ford. Однако американские танки попали в Европу уже в самом конце войны, а американские 344-й и 345-й батальоны легких танков, воевавшие во Франции, оснащались машинами местного производства.

Французские танки в массовом количестве использовались во время наступления летом 1918 г. Большую роль в боях сыграли танки Renault FT17 и FT18. Танки были собраны в батальоны, численностью около 50 машин.

Во второй половине 1918 г. французы уже располагали 27 батальонами легких танков.

18 июля 1918 г. в 4:45 13 французских и 3 американские дивизии начали наступление на фронте шириной около 40 км в лесах между Вилер-Котере и Шато-Тьери. Пехоту поддерживали 343 французских танка: 3 дивизиона Schneider, 3 дивизиона Saint diamond и 3 дивизиона Renault. Подготовка наступления союзники провели идеально: переброска войск и разведка были завершены за четыре дня (14-17 июля). Кроме того, в ночь с 17 на 18 июля разразилась гроза, которая скрыла приготовление к атаке. Утром над полем боя лег густой туман, вызванный прошедшим дождем и предвещающий жаркий денечек. Атака французов застала немцев врасплох. За несколько часов французы и американцы прорвали оборону противника и отбросили неприятеля на 10 км. Было захвачено 10 тыс. военнопленных и 250 пушек. Битва показала все возможности танка и его роль на поле боя. Немецкая пехота, не имевшая противотанкового вооружения, в панике отступала. Танки давили гусеницами проволочные заграждения и вели огонь про вражеской пехоте из пушек и пулеметов. Взаимодействие пехоты и танков помог французам одержать победу. Слишком поздно немцы поняли, какой потенциал скрыт в новом оружии.

Ранним утром 8 августа 1918 г. под Амьеном начала наступление 4-я английская армия. Пехоту поддерживал танковый корпус англичан, насчитывавший 600 машин. К югу от англичан в наступление перешла 1-я французская армия. Французов поддерживало 90 танков Renault. К 9.00 атакующая сторона разбила 8 немецких пехотных дивизий, немцы потеряли 28 тыс. человек. Хотя главный ущерб немцам нанесли английские танки французы, действовавшие в районе Булонь-ла-Грас, тоже внесли свою лепту в «самый черный день немецкой армии».

Во всех боях, где участвовали французские танки, их использовали исключительно для поддержки пехоты. Французы сделали вывод, что для успешного использования, танки нуждаются в прикрытии со стороны других родов войск - пехоты, артиллерии, авиации. Однако этот верный вывод увел французов слишком далеко в сторону. Они решили, что танки не могут быть самостоятельной силой на поле боя. Эта концепция, возникшая во время 1-й Мировой войны, определяла развитие французских бронетанковых войск в межвоенный период.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
М. Коломиец, И. Мощанский. Бронетанковая техника Франции и Италии. 1939 - 1945. Бронеколлекция № 4. 1998.
 
 
 

наверх