Танковый фронт

Бронетанковые войска Голландской Ост-Индии

Примерно с 1936 г. перед лицом надвигающейся японской агрессии правительство Голландской Ост-Индии разрабатывало довольно амбициозный план усиления своей армии, предусматривавший в числе прочих мер формирование шести механизированных бригад. Каждая из них должна была включать помимо мотопехотных, разведывательных, артиллерийских частей один танковый батальон. Решение вопроса о закупке необходимой техники долго откладывалось ввиду бюджетных ограничений. Когда же в конце концов удалось заказать 70 легких танков «Виккерс» мод. 1936 в Англии, грянула Вторая Мировая война, и в Ост-Индию успели доставить лишь 20 таких машин, остальные были конфискованы британскими властями. Традиционный партнер Нидерландов в сфере поставок вооружений — Германия — по вполне понятным причинам также не могла помочь. Более-менее надежным контрагентом оставались нейтральные Соединенные Штаты, к которым и обратилось правительство Голландской Ост-Индии.

Голландцы уже имели опыт взаимоотношений с фирмой Marmon-Herrington, поставлявшей в Ост-Индию транспортные средства, в частности, артиллерийские тягачи ТА-30. В 1939 г. нидерландская закупочная комиссия подписала с этой фирмой огромный контракт, предусматривавший поставку к 1 января 1943 г. в общей сложности 628 танков нескольких типов.

Наиболее простым танком из числа заказанных голландцами был CTLS-4. Эта машина представляла собой усовершенствованный вариант CTL-6, оборудованный одноместной башней. Были созданы две модификации этого танка. CTLS-4TAC имел башню, смещенную к левому борту. Справа от нее находилась рубка водителя. CTLS-4TAY был его «зеркальным отражением»: башня смещена вправо, а место водителя — соответственно влево. Возникает вопрос: зачем понадобилось принимать подобное решение? Дело в том, что башня CTLS-4 не обеспечивала кругового обстрела — мешала рубка водителя (угол горизонтального наведения башенного пулемета составлял 240°). CTLS-4TAC/TAY должны были действовать в паре, компенсируя недостаточный сектор обстрела.

Вооружение CTLS-4 по проекту состояло из трех пулеметов винтовочного калибра, два из которых устанавливались в лобовом листе корпуса, а третий — в башне. Но экипаж, состоявший, как и у CTL-6, лишь из двух человек, не мог эффективно обслуживать это вооружение, и на некоторых фотографиях голландских CTLS-4 видно, что эти танки сохранили кроме башенного лишь один пулемет в корпусе. Толщина брони составляла 12,7 - 25,4 мм. Карбюраторный 6-цилиндровый «Геркулес» развивал мощность 124 л.с, что обеспечивало танку весом свыше 7,6 т максимальную скорость 48 км/ч. В то же время запас хода был явно маловат — всего 100 км.

Следующая модель, разработанная в рамках голландского заказа, — CTMS-1TBI, известная как «трехместный танк голландского образца», — была производной от CTM-3TBD. Весивший более 11 т танк комплектовался 6-цилиндровым двигателем «Геркулес» RXLD мощностью 174 л.с. с пятиступенчатой коробкой передач. Ходовая часть, сохранив общую схему предшественников, была усилена — установили более мощные пружины и увеличили ширину гусеницы.

Главное вооружение CTMS-1TBI было представлено скорострельной пушкой — 20-мм «Бофорс» либо 37-мм американского образца. Кроме того, имелись три 7,62-мм пулемета — спаренный с пушкой в башне и два в шаровых установках в лобовом листе корпуса.

Наконец, третьим типом стал средний танк MTLS-1GI4 — «четырехместный танк голландского образца», самый тяжелый из танков, производившихся Marmon-Herrington. Вес его достигал 20 т. Двигатель мощностью 240 л.с. обеспечивал скорость 42 км/ч. Интересно, что схема ходовой части оставалась неизменной: четыре опорных катка на сторону, сблокированных попарно, и два поддерживающих ролика.

Главное вооружение, смонтированное в шестигранной башне, было довольно оригинальным — спарка 20-мм или 37-мм пушек. В соответствии с царившими в то время взглядами, американские конструкторы предусмотрели установку многочисленного пулеметного вооружения— до восьми (!) «Браунингов». Реально же построенные MTLS-1GI4 несли четыре пулемета: один в шаровой установке на правом борту башни (стрелял вперед), два в таких же установках в лобовом листе корпуса плюс зенитный пулемет на штыревой установке на задней стенке башни. В целом схему вооружения MTLS-1GI4 трудно признать удачной: установка двух пушек с ручным заряжанием не дала ожидаемого увеличения скорострельности, а затраченный вес разумнее было использовать (в свете опыта танковых боев в Европе) для установки одной, но более мощной артсистемы.

Поставки и использование танков «голландского образца»

Голландский заказ, предусматривавший поставку 234 танков CTLS-4, 194 CTMS-1 и 200 MTLS-1, должен был быть полностью выполнен к началу 1943 г. Контрактом устанавливались следующие сроки поставок:

Тип танка Сроки поставок
к 1 января 1942 к 1 июля 1942 к 1 января 1943
CTLS-4 165 234 234
CTMS-1 140 194 194
MTLS-1 - 100 200

Как часто бывает, реальность внесла в планы свои коррективы. Загруженная заказами фирма смогла более-менее в срок начать поставку лишь CTLS-4. В последние месяцы 1941 г. голландская закупочная комиссия начала приемку этих машин в США, а первая партия из 25 танков была отправлена морским путем уже после Перл-Харбора. Но тут голландцам не повезло: 20 января 1942 г. судно «Страат Сунда» с танками село на мель на подходах к порту Таджунг Приок. Затратив массу усилий, танки все-таки удалось снять с парохода и доставить на берег, но большинство машин было при этом повреждено и требовало довольно основательного ремонта. Пригодными к использованию оказались только 7 CTLS-4TAY.

К моменту получения первых танков Marmon-Herrington Королевская Нидерландская Ост-Индская армия уже располагала подготовленным персоналом: 30 офицеров и около 500 сержантов и рядовых прошли подготовку, используя два десятка ранее поставленных «Виккерсов». Но для формирования хотя бы одного танкового батальона техники не хватало. Боеспособные CTLS-4TAY вместе с 17 «Виккерсами» вошли в состав единственной механизированной части голландской армии в Ост-Индии — т.н. «Мобильного отряда» (Mobiele Eenheid KNIL). Кроме танкового эскадрона он включал мотопехотную роту (около 150 чел. личного состава и 16 бронированных грузовиков Overvalwagen type В), разведывательный взвод (три бронеавтомобиля Marmon-Herrington Mk. III MEF южноафриканского производства и один «скаут-кар» М3А1), а также две артбатареи — противотанковую с 47-мм пушками «Бюлер» М35 и горную с четырьмя 75-мм орудиями «Бофорс» L30.

Когда 1 марта 1942 г. японские войска начали вторжение на о. Ява, «Мобильный отряд» под командованием капитана Г. Вульфхоста находился в г. Бандунге в глубине острова. После полудня отряду было приказано выдвинуться в район Калиджати (около 40 км севернее Бандунга). Утром следующего дня «Мобильный отряд» при поддержке 5-го пехотного батальона контратаковал передовые части японского 230-го пехотного полка, занявшего г. Субанг. Поначалу голландцам сопутствовала удача: японские солдаты, не ожидавшие нападения, спокойно завтракали и занимались чисткой оружия. Огонь танковых пулеметов стоил им нескольких десятков человек убитыми и ранеными. Но вскоре подошли основные части 230-го полка, и после четырехчасового боя «Мобильный отряд» был вынужден отступить. Потери в личном составе были относительно невелики: 14 убитых, 13 раненых и двое пропавших без вести. Гораздо ощутимее были потери в материальной части: 13 танков (источники не указывают, сколько из них «Виккерсов», а сколько — CTLS-4TAY), 1 бронеавтомобиль и 5 БТР. 4 марта отряд вернулся в Бандунг и вплоть до капитуляции в боях не участвовал: командование держало его в резерве на случай высадки японцами воздушного десанта.

Вторая партия CTLS-4 в составе 52 единиц, хотя и была отправлена из Штатов, по месту назначения не попала: судно, на котором перевозили эти танки, потопила японская подводная лодка (встречается также утверждение, что эти танки попали в Австралию). Остальные танки в связи с падением Голландской Ост-Индии так и остались в США.

Единственными неоккупированными территориями Королевства Нидерланды оставались колониальные владения в Карибском море и Южной Америке. Эти земли имели очень большое значение: на Нидерландских Антильских островах действовали заводы, перерабатывающие венесуэльскую нефть, а Голландская Гвиана (Суринам) обеспечивала свыше половины потребности промышленности США в бокситах. Для усиления обороны в мае 1942 г. в Суринаме началось формирование смешанной моторизованной бригады (Gemotoriseerde Gemengde Brigade). В ее составе был создан и танковый батальон. Офицерами он был укомплектован за счет тех военнослужащих, что на момент начала войны с Японией проходили подготовку в США, а рядовой состав был прикомандирован из Отряда морской пехоты Голландской Гвианы (более 80 чел.) и пехотной бригады «Принсесс Ирене» (225 чел.).

В общей сложности к 1943 г. в Голландскую Гвиану было доставлено 74 танка: 28 CTLS-4TAC/TAY, 26 CTMS-1TBI и 20 MTLS-1GI4. Однако постоянно использовалась только часть машин, остальные находились на хранении. Причин тому две: во-первых, угроза захвата Голландской Гвианы к 1943 г. была явно нереальной, а во-вторых, танковый батальон очень скоро лишился большинства своего личного состава. Уже в сентябре 1943 г. морские пехотинцы убыли для обучения амфибийным операциям в США, а вскоре в Англию отправилась бригада «Принсесс Ирене». Дальнейшее послевоенное сокращение привело к тому, что в Суринаме осталась единственная танковая рота с десятью танками CTMS-1TBI, один из которых был переоборудован в БРЭМ. По состоянию на 1952 г. эксплуатировалось восемь машин, а еще 40 находилось на консервации. Последние два танка Marmon-Herrington в Голландской Гвиане были списаны в 1957 г. В зарубежных источниках встречается предположение о том, что часть танков из Суринама в 1946 г. была переброшена в Ост-Индию, поскольку в составе голландских войск там числилось несколько танков Marmon-Herrington. Но все-таки следует признать маловероятным, чтобы голландцы тащили устаревшую технику за тридевять морей, в то время как в Ост-Индии они получили от англичан и американцев гораздо более совершенные «Стюарты» и «Шерманы». Возможно, те несколько танков Marmon-Herrington — это машины, пережившие японскую оккупацию и вернувшиеся к своим прежним хозяевам.

Таким образом, заказав 628 танков, голландцы реально получили 99 (25 в Ост-Индии и 74 в Гвиане), а использовали в бою лишь 7 из них.

 

В течении августа - сентября 1936 г. объединенную к тому времени фирму Alvis-Straussler несколько раз посещали представители по делам колоний и только после этого был подписан контракт на сборку 12 машин. Стоимость каждого бронеавтомобиля определялась в 4 570 фунтов, а весь заказа «потянул» на 54 840 фунтов. Официально эти машины получили обозначение Armoured Car, Type Straussler A.C.III, но в современной литературе они более известны как Alvis-Straussler AC3. Вариант, предназначавшийся для Голландской Ост-Индии имел название AC3D (иногда встречается обозначение AC3Da).

Вооружение бронеавтомобилей состояло из башенного 12,7-мм пулемета Colt-Browning (голландское обозначение Inf.M.30 Paw), одного 6,5-мм пулемета Vickers (Inf.M.26) с жидкостным охлаждение в лобовом листе корпуса слева от водителя и ещё одного 6,5-мм пулемета в укладке, который мог использоваться в качестве зенитного. Боекомплект для 12,7-мм пулемета составил 500 патронов, для 6,5-мм пулеметов – 6 барабанов по 225 патронов каждый. По контракту пулеметы не включались в стоимость заказа и оплачивались отдельно. Внешние поверхности АС3D окрашивались зеленой краской, внутри корпус имел «каменный» (светло-серый) цвет. Голландские регистрационные номера прикрепялись в передней части корпус справа-внизу и на заднем бронелисте также справа. На сегодняшний день известно только три номера: D7001, D7024 и D7175.

Первые 6 машин британцы должны были к 1 марта 1937 г. Погрузка АС3D осуществлялась в порту Лондона или Саутгемптона, после чего корабль отправлялся в ост-индийский порт Танджонк Приок на острове Батавия. Колониальным войскам (Indisch Militair Tijdschrift) бронеавтомобили начали передавать во второй половине 1937 г., хотя другой источник (Wetenschappelijk Jaarbericht der Indisch Krijgskundige Vereenigung) утверждает, что первая партия АС3D прибыла только 30 декабря на корабле «Baloeran», следовательно, их передача состоялась несколько позже. Вторая партия АС3D прибыла в январе 1938 г. – по этому поводу разночтений в источниках не наблюдается.

Бронемашины распределили между бронеавтомобильными эскадронами (eskadron paun), по три АС3D в каждом, включая одну командирскую машину, машину связи, машину поддержки и два мотоцикла. В первой половине 1941 г. все АС3 оказались в оперативном подчинении командования 1-го кавалерийского полка, в составе которого было 7 кавалерийских эскадронов, дислоцированных на острове Ява. По довоенному плану механизированные части должны были получить 15 АС3D и 30 американских М3А1 (всего надлежало иметь по 3 AC3D и 6 М3А1 в каждом подразделении), но на деле количество британских бронемашин осталось без изменений, а из США прибыло 40 «скаутов». Первыми в районе Крагана вторжение японцев встретил 3-й эскадрон с тремя АС3 и несколькими М3А1 – это произошло ранним утром 1 марта 1942 г. Ведя бои оборонительного характера голландцы постепенно отступали вглубь острова, взрывая за собой мосты. Остановить японцев не было никакой возможности, так что к 5 марта эскадрон оказался разрезанным на две части и не мог оказать существенного сопротивления. Видя, что положение безнадежно, 9 марта командование отдало приказ капитулировать. За полные 8 дней боёв голландцы потеряли всего 6 «джипов» и 2 М3А1. О потерях среди АС3D ничего не сообщается – по всей видимости, их вывели из строя собственные экипажи.

Менее успешно действовали бронемашины из состава 1-го эскадрона. После внезапного захвата японским десантом аэродрома Калиджати голландским воскам поставили задачу вернуть этот важный стратегический пункт, для чего был разработан план контратаки. На острие удара находились «кавалерийские» бронеавтомобили (вероятно обоих типов), которые должны были поддержать огнем и броней наступающих солдат 2-го пехотного полка. Несмотря на отсутствие у японцев бронетехники этот план полностью провалился. Ещё при выходе на позиции для атаки эскадрон несколько раз подвергался интенсивным воздушным налётам, в следствии чего 3 марта контратака не состоялась, а 4 марта остатки эскадрона отошли к Бандунгу, где часть машин была выведена из строя, а часть просто брошена. Отступавший параллельно 2-й кавалерийский эскадрон также вышел к Бандунгу, оказав японцам весьма вялое сопротивление. В конечном итоге 9 марта сопротивление прекратилось и остатки голландских войск сдались противнику. О потерях за этот период данных не сохранилось, но большинство западных источников сходится во мнении, что для голландцев они были отнюдь не катастрофическими. По наиболее достоверным данным, японцы захватили 9 АС3D, из которых шесть находились во вполне исправном состоянии. В дальнейшем эти бронеавтомобили использовались для поддержания порядка на оккупированных территориях и, судя по всему, до конца войны они не дожили.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 
 

наверх