Танковый фронт

Поставки бронетанковой техники в Бельгию

Контракт на первые 18 машин был подписан уже 10 марта, но из-за высокой загрузки доставка растянулась почти на год. Танки прибыли двумя партиями по 9 штук – 15-го и 22-го февраля 1935 г., поэтому в некоторых источниках их иногда именуют как Vickers Light Tank M1935. В бельгийской армии они получили обозначение Т15. Армейские номера, по всей видимости, начинались с цифры 0690 (далее не по порядку).

Вторая партия из 24 машин была заказана 16 апреля 1935 г. и была доставлена заказчику в период между 15 ноября и 28 декабря. Номера этих танков начинались с цифры 1100 и тоже шли не по порядку. После прибытия танки из обеих партий комплектовались башнями и вооружением бельгийского изготовления. Несколько машин также оснастили турельными пулеметами FN-Browning FM modele 30 калибра 7,65-мм, которые устанавливались на крыше башни.

 

В 1935 г., во время визита во Францию, бельгийская военная комиссия заинтересовалась прототипом танка Renault Type YR (будущий АМС 34), который тогда только ещё планировали оснастить башней АРХ-2. Эта машина неплохо укладывалась в оборонительную концепцию, которой придерживалась Бельгия, и спустя некоторое время фирма Renault и завод в Пюто получили выгодный заказ на поставку 25 танков и 25 башен к ним. В течении следующего 1936 г. бельгийская сторона получила все заказанные башни, но танки к ним так и не поступили. Причиной послужил отказ от производства АМС 34, признанного к тому времени годным к ограниченной эксплуатации. Чтобы полученный товар не пропал даром, 13 башен были установлены на береговой линии укреплений. Тем временем министр обороны Бельгии генерал Дэнис издал распоряжение о закупке 12 шасси танков ACG1, вместо так и не полученных AMС 34. С ними ситуация выглядела получше и первые танки (без башен) начали прибывать летом 1937 г.

В августе того же года первый собранный танк с установленной на него башней АРХ2 был предъявлен на испытания, которые проводили “Арденнскими егерями” (“Chasseurs ardennais”). Бельгийские танкисты остались невысокого мнения об ACG1, поскольку французский танк имел ужасно низкую проходимость по пересеченной местности и особенно по мягкому грунту. Было высказано мнение, что вместо закупки ACG1 следовало бы заказать ещё несколько десятков легких танков Т.13. Кроме того, у французского танка появились политические противники. Смысл заявлений чиновников из правительства сводился к тому, что Бельгия является нейтральной страной, а посему танки, как оружие сугубо наступательное, ей не нужны. В любом случае, после оплаты всех закупленных танков дальнейших заказов не последовало.

Получив к концу 1937 г. последний ACG1 бельгийцы оставили ржаветь шасси танков под открытым небом на дворе сборочного завода близ Гента. Только в ходе сентябрьской мобилизации 1939 г. о них вспомнили снова. Восстановить удалось восемь машин, ещё два танка, находившиеся на ремонте в арсенале Эттербек (Etterbeek) под Брюсселем, были демонтированы чтобы обеспечить остальных запасными частями.

На бельгийские ACG1 была установлена двухместная башня АРХ-2В, сборка которой производилась при помощи сварки и клёпки. Вооружался одной танк 47-мм пушкой SA Mle 1935, имевшей лучшие показатели бронепробиваемости, чем бельгийская FRC. Интересно, пулемет в башне не устанавливался, а вырез для его установки закрывался бронеплитой.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх